Более трех десятилетий песенка «Кабы не было зимы» является настоящим символом новогодних праздников и зимних развлечений. Вместе с ней в дом приходит веселая кутерьма, радостное ожидание перемен и хорошее настроение.

Два мультфильма

В музыкальном ремиксе к новогодней серии «Нового Простоквашино»(2018) приняли участие актёры, озвучившие роли главных героев. Современные исполнители поддержали формат «народной» песни, и мама дяди Федора(Юлия Меньшова) пела не одна, а в коллективе. Ей помогали Гарик Сукачев(пес Шарик) и Иван Охлобыстин(почтальон Печкин).

Авторы популярной песни

Работа по озвучиванию в мультипликации требует соблюдения определенного формата. Всё расписывается по кадрам буквально по секундам. Музыка должна быть более условной, как бы игрушечной и немного сказочной, а текст– простым, ёмким и коротким. Именно такие задачи ставил в 1984 году кинорежиссер Владимир Попов перед авторами песен к «Простоквашино». Авторы песни

У композитора Евгения Крылатова и поэта Юрия Энтина всё получилось. Они много работали в кино и в творческом содружестве написали около 70 детских песен. Благодаря легкой танцевальной мелодии и замечательному рефрену «кабы-кабы-кабы» песня и, как говорится, «стала на слуху» не только у детей, но и у взрослых. Вместе с обитателями деревни Простоквашино, повсеместно жители нашей страны запели о красотах и забавах русской зимы: «Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых!».

Недетский возраст детской песенки

Так случилось, что песня вышла за рамки мультфильма и обрела самостоятельную жизнь. О таких музыкальных произведениях говорят, что они «сошли с экрана». Но в концертном варианте «Кабы не было зимы» звучит несколько иначе, чем с студии. Текст песни исполняется полностью. Ведь из-за мультяшного формата в фильм вошли только 2 куплета из 4-х, написанных замечательным детским поэтом Ю. Энтиным. Чтобы сохранить танцевальный характер музыки, она стала звучать медленнее. По словам композитора Е. Крылатова, неожиданно для него в мелодическом рисунке появились даже элементы «цыганочки».

Первое концертное исполнение принадлежит Валентине Толкуновой, которая в 1984 году делала озвучку на «Союзмультфильме». «Кабы не было зимы» вошла в репертуар профессиональных певиц Людмилы Рюминой и Марины Девятовой, участницы интернет-проекта «Народный махор» Ольги Рыбниковой. В 2018 году на телепередаче «Ты-супер» зрители услышали замечательный голос юной Василисы Пономаревой: «Кабы не было зимы, в этом нет секрета, от жары б увяли мы, нам надоело лето».

В числе исполнителей песни есть и музыкальные коллективы: поп-фолк группы «Чё те надо» и «Балаган лимитед»; шоу-группы «Солярис», Kvatro, «Фабрика». Вместе с другими фрагментами из мультфильмов, снятых по сценариям Э. Успенского, «Кабы не было зимы» вошла в антологию детских песен «Хора Турецкого». В нео-музыке песня представлена Варварой Визбор, в исполнении Жасмин прозвучала в телевизионном проекте «Достояние республики».

Являясь атрибутом создания новогоднего настроения, музыка Е. Крылатова ежегодно звучит в праздничных концертах (Сати Казанова, Нюша, Николай Басков и другие). О том, сколько радости дарит нам настоящая русская зима, словами Ю. Энтина рассказывают участники театрализованного шоу «Точь в точь» (Натали) и телевизионной передачи «Лучше всех» (Александр Панайотов).

К любимой детской песне обратились представители жанра пародии и альтернативной музыки (Мурзилки Int, Сергей Шнуров и Алиса Вокс), а также популярные диджеи Dj Smash, Dj Electron и другие. В советский период песни из «Простоквашино» выходили на детских пластинках фирмы «Мелодия» в сборниках песен из мультфильмов, выпускались на магнитных лентах и аудиокассетах «Свема». В 2000-е годы записи на компакт-диски делала фирма Twic Lyrec.

Сегодня «Кабы не было зимы» можно услышать не только в записи или с эстрады. Она сопровождает профессиональные клипы и любительские плейкасты, звучит в караоке, существует в виде пародий и переделок, различных кавер-версий и рингтонов для гаджетов.

Жизнь незатейливой детской песенки, написанной несколько десятилетий назад, продолжается. Иногда, в преддверии любимого праздника, ловишь себя на том, что в суете повседневности, вдохнув запах хвои и мандаринов, с удовольствием начинаешь мурлыкать под нос: «Кабы не было зимы, а все время лето, мы б не знали кутерьмы новогодней этой!»

Зима дарит радость