Родители должны понимать, что любое поведение ребенка не берется из ниоткуда. Очень часто дети перенимают модель поведения, наблюдая за мамой и папой, за старшими сестрами или братьями и другими членами семьи. Потому в ситуации, когда ребенок постоянно ломает новые – или старые – игрушки, стоит задаться вопросом, откуда в нем могла появиться эта черта. Если ребенок становится свидетелем того, как родители постоянно сами портят какие-либо вещи, например, из-за раздражения, злости или неумения правильно с ними обращаться, то он постепенно перенимает такое поведение и переносит его на свои игрушки. В таком случае членам семьи стоит проанализировать свое поведение и изменить его, чтобы не подавать ребенку дурной пример.

Испорченные вещи могут быть сигналом для родителей о том, что ребенку не хватает внимания с их стороны. Подарки в виде кукол, конструкторов или машинок могут на некоторое время занять малыша, увлечь его. Однако ему все равно нужно, чтобы папа и мама уделяли ему время, играли с ним, общались. Сломанные игрушки могут быть молчаливым протестом, частью провокационного и демонстративного поведения. Однако в некоторых случаях таким способом дети стараются – часто неосознанно – манипулировать родителями. Прежде чем ругать ребенка за проступок, нужно постараться с ним поговорить и выявить причину, из-за которой он оторвал колеса у новой машины или поломал новую куклу. Если проступки ребенка действительно связаны с недостатком внимания и ощущением брошенности, то родители должны пересмотреть свои отношения с малышом, попытаться наладить с ребенком контакт, уделить ему больше внимания и заботы.

Очень часто папа и мама, бабушка или дедушка хотят порадовать малыша, потому покупают ему новые игрушки. Однако зачастую взрослые руководствуются своими интересами, не учитывают пожелания детей. Если маме не нравится кукла, о которой мечтает ее дочка, вряд ли она приобретет ее. Пытаясь навязать свои вкусы ребенку, родители рано или поздно обязательно столкнутся с проблемой, когда игрушки будут намеренно ломаться. В этом случае стоит задуматься о своем поведении, выбирать подарки для ребенка с учетом его желаний и предпочтений.

Важно помнить, что, если в руки ребенка попадает какая-либо новая вещь, нельзя оставлять его наедине с ней. Родители должны объяснить ребенку, как обращаться с новой игрушкой, что с ней делать можно, а что – нельзя. Это минимизирует риск того, что вещь будет сломана в первые минуты игры. Кроме этого, никогда нельзя забывать и про возраст ребенка. Неразумно вручать малышу сложный конструктор из множества деталей, а девочке-подростку дарить пупса с соской. Если такие игрушки и не будут сломаны, то они, вероятней всего, не принесут радости и будут закинуты в пыльный угол. Исключения составляют лишь ситуации, когда ребенок искренне хочет получить в подарок ту или иную вещь.

Родителям важно научиться не потакать всем капризам своего ребенка. Упомянутое выше манипулятивное поведение часто проявляется через порчу вещей и игрушек. Если после того, как кукла будет поломана, сразу приобрести для ребенка новую, то он запомнит это. И будет пытаться манипулировать родителями, повреждая какие-либо предметы и вещи, чтобы получить желаемое. Неразумно кричать на ребенка и жестко наказывать его, если он испортил новую игрушку. Важно спокойно с ним поговорить, объяснить, что такое поведение – неправильное. Через бережное отношение к игрушкам и свои личным вещам ребенок постепенно учится быть ответственным. Поэтому поддаваться на манипуляции точно не стоит, как не стоит угрожать ребенку, ставить какие-либо ультиматумы.

Во многих случаях причиной, почему ребенок ломает игрушки, выступает банальное любопытство. Тогда родители должны доходчиво объяснить, что подобный интерес портит вещи и так делать не следует. Возможно, есть смысл приобрести для любознательного малыша такие игрушки, которые будут легко разбираться и так же легко собираться.

Стоит также отметить, что, если через ломание вещей ребенок постоянно выпускает свою агрессию, раздражительность и иные негативные чувства, важно серьезно пообщаться с ним на подобную тему. Родители должны научить ребенка «обращаться» со своими эмоциями. Однако в тех случаях, когда ситуация совсем начинает выходить из-под контроля, разумно обратиться за консультацией хотя бы к детскому психологу. За деструктивным поведением малыша могут скрываться действительно серьезные внутренние проблемы, требующие коррекции.