Электронная подпись предназначена для защиты от подделки электронного документа, хранящегося в цифровом виде или передаваемого посредством различных сред. Согласно Федеральному закону №63 «Об электронной подписи», документ, заверенный ЭП, является равнозначным аналогичному документу на бумажном носителе, скрепленному собственноручной подписью.
ЭП равнозначна собственноручной подписи

Электронная подпись требуется человеку для подтверждения конфиденциальности и целостности виртуальных документов, которые хранятся на его персональном компьютере (тексты, чертежи, разработки) или направляются по интернету в то или иное ведомство (письма, заявления, уведомления, договоры). ЭП обеспечивает защиту личной информации от третьих лиц и идентифицирует её владельца, который отправляет или получает виртуальный документ. Е-подпись является атрибутом обмена информацией в электронном формате.

Как поставить ЭП на документ

Установив ЭП на персональный компьютер, надо настроить проставление e-подписи на отправляемые файлы. Чаще всего подписать требуется документы в формате pdf или word.

Подпись текстового документа зависит от того, в какой программе он сформирован. В приложении Open Office на панели инструментов во вкладке «Файл» сразу предусмотрен раздел «Цифровые подписи». Если текст сформирован в программе Word 2010, то следует в верхнем левом углу кликнуть на «Файл» и найти надпись «Сведения». Далее в разделе «Защитить документ» в самом низу выбрать кнопку, позволяющую поставить е-подпись. В программе Microsoft Word версии 2007 специальный раздел с ЭП откроется, если зайти в Office (кнопка в верхнем левом углу), затем Prepare («Подготовить»). В Word 2003 надо зайти в такой инструмент, как «Сервис», затем «Параметры». Далее во вкладке «Безопасность» выбрать «Цифровые подписи».

При заверении электронного документа в формате pdf алгоритм действий такой. В программе Adobe Acrobat Reader на панели задач надо обратиться к разделу «Редактирование», вкладка «Установки». Из «Категории» перейти на «Цифровые подписи» и выбрать свою е-подпись.

Куда обращаться за оформлением ЭП

Правом оформлять ключи и сертификаты электронной подписи наделены удостоверяющие центры (УЦ). Их полномочия подтверждаются аккредитацией Минкомсвязи России. Реестр таких организаций публикуется на сайте ведомства и портале ЕГПУ. Получить ЭП через удостоверяющий центр можно несколькими способами:

  • обратиться в выбранный УЦ или офис его доверенного представителя лично. Предъявив паспорт, ИНН и номер СНИЛС, следует заполнить заявление на получение электронной подписи;
  • подать электронную заявку на сайте удостоверяющего центра. Менеджер УЦ обработает обращение и вышлет необходимые инструкции на указанную вами электронную почту;
  • сложнее и дольше (но это возможно) оформлять е-подпись через заявку с портала на выдачу усиленной ЭП через почтовое отделение связи.

Получение простой электронной подписи (ПЭП) для физического лица в УЦ обычно занимает один рабочий день. На оформление усиленной подписи (УНЭП), которая выдается на электронном накопителе (USB- flash, eToken и пр.), потребуется несколько дней.

Можно воспользоваться услугами МФЦ. Это удобно, поскольку центры оказывают государственные услуги по экстерриториальному принципу. Адрес регистрации заявителя значения не имеет, и можно обращаться в офис «Мои документы» не только по месту жительства. Получить ключ простой электронной подписи и подтвердить учетную запись гражданина в ЕСИА можно бесплатно в любом отделении МФЦ по всей России в день обращения. А процесс оформления усиленного ключа ЭП может занять до семи рабочих дней с момента подачи заявления, поскольку срок предоставления этой услуги устанавливается удостоверяющим центром. Криптографический ключ на съемном накопителе получают в МФЦ. Или самостоятельно записывают его на любой носитель информации (жесткий диск, USB-flash, УЭК, смарт-карту) после получения на электронную почту файла, содержащего КЭП.

Если гражданину нужна простая электронная подпись, проще всего её оформить, подав онлайн-заявку на портале госуслуг. При этом способ подтверждения вы вольны определить по своему выбору - Почтой России или через МФЦ.

ЭП через портал госуслуг

Вид e-подписи, которую физическое лицо намерено получить, находится в зависимости от того, для каких целей будет использоваться ЭП. Если необходимо подтверждение не только авторства, но и защита от внесения в документ изменений, потребуется усиленная электронная подпись. Без неё не обойтись, например, при создании физическим лицом личного кабинета налогоплательщика без использования регистрационной карты ФНС. Когда требуется только подтверждение личности владельца, достаточно простой электронной подписи. Постановлением Правительства РФ №996 от 30.08 2018 гражданам разрешено использовать простую ЭП для работы с порталом госуслуг.
Виды ЭП