Инструкция
1
Сообразуйтесь с возрастом ребенка. Самым маленьким не пытайтесь сразу объяснить даже элементарную теорию, поскольку в ней содержится избыточное количество терминов. Дети до пяти лет точно не запомнят их. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте эти термины усваиваются легче, если связать их с чем-то знакомым. К примеру, ключ ставится в начале нотного стана, чтобы ноты не вышли и не разбежались по странице.
2
Первые произведения, которые ребенок может исполнить, должны содержать только ритм, причем усложнять рисунок нужно постепенно. Сначала научите его просто отстукивать деревянными ложками, маракасами, другим ударным или шумовым инструментом ровные доли: четверти, восьмые, половинки. Любой ритм сначала исполните сами, потом предложите юному музыканту. Объем таких мелодий не должен превышать 2-3 такта.
3
Чаще давайте детям слушать произведения классиков, соответствующие их возрасту: «Времена года» и «Детский альбом» Чайковского, «Времена года» Вивальди, «Петя и Волк» Прокофьева и т.д. По возможности сами играйте и пойте произведения, это произведет более яркое впечатление на ребенка. Но подойдут и записи.
4
Анализируйте произведения. Спрашивайте мнение ребенка о героях музыкальных сказок, вместе рисуйте их портреты, обсуждайте характеры. Заставляйте его связывать слуховые впечатления со зрительными.
5
С четырех-пяти лет начните приобщать ребенка к вокальному исполнительству. Многие родители для этой цели отдают детей в музыкальные школы и хоровые студии. Однако занятия можно проводить и дома, если вы сами владеете музыкальными навыками. В этом случае обратите внимание, что первоначально диапазон произведений не должен превышать сексту.
6
Большинство педагогов придерживается методик, согласно которым обучение детей начинается с исполнения узких интервалов (секунд и терций). Однако прогрессивно мыслящие специалисты рекомендуют вначале петь с детьми более широкие интервалы: кварты и квинты. Проблема в том, что разница между двумя соседними нотами, очевидная для взрослого, почти незаметна неразработанному уху ребенка. Сужать интервал нужно постепенно, добиваясь, чтобы ребенок пел чисто, без фальши.
7
Помимо сольфеджио и, собственно, пения, обратите внимание и на дыхание ребенка. В раннем возрасте чаще используется ключичное дыхание (при вдохе поднимаются плечи и слышен характерный призвук). Исключите это явление. С помощью специальных дыхательных упражнений научите ребенка дышать грудью и животом (соответствующие части корпуса должны расширяться, вдох короткий и бесшумный). Особенно эффективна в этом смысле дыхательная гимнастика Стрельниковой.
8
Проводите занятия регулярно, следите за их продолжительностью. Эффективнее заниматься по 20-30 минут каждый день, чем по два часа дважды в неделю. Ребенок не успеет устать и потерять интерес к занятиям, а навыки будут постоянно подкрепляться и совершенствоваться.