Дамка в шашках – не специальная фигура, которую выставляют на доску перед началом партии, как, например, королева в шахматах. Дамкой становится простая пешка, которая в процессе игры дошла до последней горизонтали противоположного края доски (дамочного ряда). И тут происходит «обыкновенное чудо»: рядовая пешка, находящаяся в глубоком тылу противника, превращается в могущественную фигуру, наделенную особыми правами. На игровом пространстве это выглядит так – шашку переворачивают вверх тормашками (или ставят на неё сверху другую шашку того же цвета). И то, и другое означает, что у игрока появилась дамка. В графических нотациях и диаграммах партий, а также в виртуальных модификациях игры, такую фигуру обозначают буквой D или символом crown.

Обозначение дамки

О том, насколько особенной и важной считается эта коронованная персона, можно судить по изречению Козьмы Пруткова: «Девицы вообще подобны шашкам: не каждой удается, но всякой желается попасть в дамки». В игре не имеет значения, каким образом проходная шашка превратилась в дамку. Она может проникнуть в лагерь противоположной стороны тихим ходом или достичь дамочного ряда в результате взятия шашек противника (ударный ход). А вот то, как дамка бьет (шашисты употребляют термин «рубит»), очень важно. При взятии эта фигура обязана следовать определенным правилам, которые имеют как сходство, так и некоторые отличия от порядка боя рядовыми шашками.

Дамка обязана рубить «как положено»

По своим функциональным возможностям дамка значительно превосходит простую шашку, поскольку за счет полученных «дамочных» прав у неё расширяется выбор доступных целей. Она обладает большей подвижностью: перемещается на любое поле диагонали (имея ход и вперед, и назад); может шагать по избранному пути на произвольное количество свободных клеток; вправе остановиться на любой свободной диагональной клетке после побитой шашки. Дамка на игровом поле

Однако, при наличии таких прав, есть некоторые нюансы в порядке боя дамками фигур оппонента. В правилах прописаны следующие стандарты удара дамкой:

  1. Рубящей дамке позволено многократно переходить через одно и то же свободное поле.
  2. При взятии нескольких фигур уже побитая (но еще не снятая с доски) шашка останавливает берущую даму. По правилу «турецкого удара» повторное перескакивание через взятые шашки запрещено.
  3. Убирать с игрового поля побитые шашки, не завершив удара, запрещено. Все взятые бьющей дамкой фигуры снимают единовременно по окончании хода.
  4. Особенности боя «новоиспеченной» дамки. Если превращение шашки в дамку произойдет в результате тихого хода, то использовать свои новые права она сможет только после ответа соперника. Когда шашка выходит на дамочную линию ударным ходом, и при этом перед ней есть другие цели, она обязана взять их сразу, но продолжает рубить уже как дамка.
  5.  При взятии несколько шашек соперника дамка должна бить последующие до тех пор, пока не достигнет положения, из которого бой станет невозможным.
  6. Если возникает ситуация, при которой можно рубить дамкой в нескольких направлениях, выбор делается на усмотрение играющего.

Обозначая участие дамок в игровых комбинациях, шашисты применяют различные специальные термины. Так, характерная позиция, в которой дамка встречается с двумя простыми пешками, называется «вилка». Противостояние дамок, при котором начинающий проигрывает – «столбняк». А фигуру, оставшуюся к окончанию партии без простых шашек этого же цвета, именуют одинокой дамкой.


С дамками связано наличие таких обстоятельств, при которых партия считается законченной вничью. Например:

  • когда на протяжение15-ти ходов игра идет исключительно дамками, простые шашки не ходят, взятие не производится;
  • если в финале партии, когда трем дамкам противостоит одинокая дамка соперника, за 15 ходов выигрывающий не закончил игру.

Как не пропустить соперника в дамки

Увлекшись процессом превращения своих шашек в дамки, игрок не должен позволять делать то же самое противнику, особенно в середине партии. Есть риск, что оппонент поступит так, как говорится в расхожей присказке: «бац, бац, и в дамки!». Приём, позволяющий проходной пешке на том или ином участке игрового пространства прорваться в дамки, называется «прорыв». Помогут не пропустить противника в свой тыл советы специалистов:

  • в начальной стадии игры без необходимости не освобождать свои дамочные поля (за исключением так называемых отсталых шашек а1 и h8);
  • бороться с явным численным преимуществом сил соперника на каком-либо участке. Прорыв может быть совершен где угодно (как в центре, так и на флангах);
  • ​пытаться увидеть возможную комбинацию противника, разгадать план атаки и сорвать его реализацию.

Но сказать легко, а сделать – трудно. Предвидение замысловатых и многоходовых планов требует знания тактики и стратегии, игрового опыта, умения размышлять. Шашки считаются не просто популярной логической игрой, а симбиозом спорта, искусства и науки. Шашки - популярная логическая игра