Загадок, подобных предложенной (как простых, так и более сложных) – великое множество. Все они – участники так называемых игр разума, своеобразный фитнес для мозга. Если быть точным в терминологии, то это вовсе не загадки, а логические задачи. Для их решения требуется не столько большой объем знаний, сколько умение эти знания правильно применять. Самый известный нам с детства вопрос на логику – про А и Б, которые сидели на трубе. Среди классических примеров: задача Пуассона, головоломка Саладина, знаменитая загадка Эйнштейна о пяти иностранцах.

Простой ответ на непростой вопрос

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, как можно два литра молока поместить в литровую банку, кажется очевидным – «никак» или «это невозможно». Но стоит спросить у себя: «а если подумать?», как сразу все меняется. В уточняющем вопросе ключевыми становятся оба слова. «Подумать» означает, что надо не просто вспомнить, а «включить соображалку», подойти к поиску решения нестандартно, проявить смекалку и находчивость. «Если» говорит о том, что можно сделать какие-то предположения и догадки, учесть дополнительные условия. В этом и состоит умение логически мыслить: рассуждать рационально; включать аналитические способности; строить цепочки от общего к частному и наоборот; устанавливать причинно-следственные связи и так далее.

Правильный ответ

Вот самые популярные варианты ответа на вопрос «как два литра молока поместить в литровую банку?» с веб-ресурса «Большой вопрос»:

  1. Налить литр молока в банку, затем выпить его и налить второй литр.
  2. Налить в банку литр обычного молока, досыпать туда еще столько же сухого концентрата и размешать.
  3. Перед тем, как наливать молоко в банку, сварить из него сгущенку. Из расчета 2 литра молока на один килограмм сахара получится ровно литр сгущенного молока.
  4. Заморозить два литра молока в длинной узкой посуде. Тогда эта макрососулька легко войдет в литровую банку «торчком».
  5. Сделать топленое молоко. Из двух литров как раз и получится литр, так как в процессе томления молоко укипячивается примерно наполовину.
  6. Молоко пастеризовать, сквасить и получить его концентрат – творог. Из 2-х литров молока творога будет грамм 200, не больше. Оставшуюся сыворотку не использовать, ведь это уже не молоко получилось. А по условию задачки банку требуется наполнить молоком.

Чтобы выбрать правильный ответ, надо, опять же, поразмышлять. Но не о том, кто прав, а скорее над тем, каким образом расставить приоритеты.

Есть ли правильный ответ

Анализируя различные варианты ответов, специалисты по интеллектуальным играм, составители тестов на IQ и психологи оценивают их качество следующим образом:

  • по находчивости и сообразительности впереди – дети, которые предлагают просто выпить лишний литр молока. Малыши вообще обладают способностью иногда давать логические ответы быстрее и лучше взрослых. Дело в том, что они видят и события, и людей, и взаимосвязь между ними более чисто и непосредственно. В детском восприятии нет налета догм, правил и традиций, среди которых живут взрослые;
  • во второй группе – ответившие, что молоко надо заморозить, либо заменить на сухой порошок или концентрат. Такие версии принадлежат смекалистым, догадливым людям, умеющим нестандартно мыслить. Они не просто осведомлены о том, что у вещества бывают различные агрегатные состояния, но и в нужный момент применили свои знания;
  • безусловными лидерами по количеству и разнообразию предложенных вариантов являются кулинары и пищевые технологи. Те, кто предложил исходные 2 литра заменить молочными продуктами, готовы подтвердить свою точку зрения эмпирическим путем. Они по собственному опыту знают пропорции и технологию приготовления топленого молока, сливок, масла, сгущенки, творога.

Возможно, существуют (или со временем появятся) иные версии. А пока, на занятиях - развивайках с детьми, в качестве правильного ответа позиционируется вариант про молочные продукты. Ребятишки весело читают стихотворение: «Из водички этой белой ты что хочешь, то и сделай – маслице для каши, сгущенку, простоквашу. Можно даже творожок – очень вкусный он, дружок!»

Многие относятся к каверзным вопросам на логику и загадкам с подвохом скептически. Некоторых они раздражают и даже выводят из равновесия, особенно, когда не получается найти решение. На самом деле, такая умственная зарядка помогает быстрее соображать, учит думать рационально, спокойно и сосредоточенно. А удачный ответ улучшает настроение, вселяет веру в свои интеллектуальные возможности. В качестве заключения – тоже загадка. Она про того, кто любит решать логические задачки.

Задачи на логику

Вопрос: На какой вопрос логик не может ответить «не знаю»?

Ответ: Существует ли такой вопрос, на который ты ответишь «не знаю»?

Согласитесь, что предложенный автором ответ (вопросом на вопрос), можно считать бесспорным. Подтвердить это можно словами известного высказывания Альберта Эйнштейна о том, что мозгу человека свойственны пытливость и тяга к самосовершенствованию: «разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».