При учете рабочего времени в табеле (сокращенно табель УРВ) содержатся сведения по каждому работнику относительно всех периодов его трудовой деятельности. Отражению подлежат факты присутствия и отсутствия на рабочем месте, как с сохранением заработка, так и неоплачиваемые. Формат учетного документа, равно как и порядок его оформления, регламентируется работодателем с учетом общепринятых стандартов кодировки вносимых в него данных.

Кадровые службы бюджетных учреждений работают с табелем (ф. 0504421 по Общероссийскому классификатору документации), которому соответствует справочник буквенной кодировки.

Коды  в табеле

На предприятиях коммерческого сектора экономики табелирование ведется в одном из вариантов:

  • на бланках унифицированного вида Т-12 или Т-13, предназначенных для ручного заполнения или автоматизированного учета соответственно;
  • ​в собственной форме регистра, принятого в организации в качестве ПУД. Табель разрабатывается на основе типового бланка, приведенного в Приказе МФ № 52, с учетом отраслевых и внутренних нормативов. При этом выбирается один из дух типов кодировки данных: буквенный (в виде одной прописной буквы или двубуквенной аббревиатуры) либо соответствующее буквенному цифровое обозначение.

При оформлении табеля УРВ на практике встречается вариативность в символике, применяемой для кодировки отпуска без сохранения заработной платы. Все зависит от причин, по которым работник берет дни за свой счет, да и называется этот вид отпуска по-разному. Например, в разговорном обиходе употребляются термины «без содержания» или «б/с». Они некорректны, поскольку речь идет не о фривольном лишении человека выплачиваемых ему средств, а об отсутствии у него трудового заработка в связи с неисполнением своих должностных обязанностей по определенным, весьма объективным причинам.

Отпуск имеет разные причины

Учитывая многообразие формулировок распорядительного документа, который служит основанием для заполнения табеля, принято использовать определенную классификацию отпусков без сохранения заработка. Она состоит из двух основных шифров, двух дополнительных кодировок и нескольких частных случаев обозначения неоплачиваемых периодов.

Коды табелирования неоплачивамого отпуска  

Работник, обратившийся к нанимателю с заявлением на отпуск за свой счет, может получить его по двум основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

  1. Отпуск, продолжительность которого определяется возникшими семейными обстоятельствами (бракосочетание, рождение ребенка, утрата близкого родственника) администрация предоставить работнику обязана. Работодатель не вправе отказать в отдыхе за свой счет и льготным категориям работающих (инвалиды, участники боевых действий, ликвидаторы последствий на ЧАЭС, родители детей с инвалидностью и др.). Так как временные рамки этих видов отпуска определены законодательно, право на их использование предполагает документальное подтверждение со стороны заявителя. Табелирование «отпуска по законодательству» ведется с указанием буквенной аббревиатуры «ОЗ» или цифры 17.
  2. Отпуск, который предоставляется на усмотрение руководства. Его называют административным или «по согласованию с работодателем», поскольку окончательное решение о том, когда и на сколько времени работник может отлучиться с работы по неотложным личным делам, принимает наниматель. Невыход на работу с разрешения работодателя, который чаще всего мы называем расхожим «б/с», обозначается «ДО» (численный код 16).

Основание предоставление отпуска

При учете дополнительных неоплачиваемых отпусков они отмечаются в табеле своими кодами:

  1. Шифр для учебного отпуска «УД» (13) вносится в табель, когда дни за свой счет берет абитуриент или дипломник. Основание для оформления «дополнительного отпуска в связи с обучением» - положения статьей 173 и 174 Трудового кодекса.
  2. Некоторые категории работников имеют право на дополнительный отдых за свой счет по ФЗ, коллективному соглашению или иному ЛНА. Неоплачиваемый отдых установленной продолжительности, который носит характер дополнительного отпуска, предоставляется ежегодно лицам, имеющим государственные награды и звания, добровольным пожарным, женщинам с двумя детьми и т.д. При табелировании такие дни имеют метку «БД» (18).

Символьным кодом, проставленным по любому из приведенных оснований невыхода на работу, отмечаются все дни календарного периода, который положен работнику по приказу (как рабочие, так и общевыходные). Совпавшие с периодом отпуска за свой счет праздники или дни временной нетрудоспособности регламент неоплачиваемого отпуска не затрагивают. Такие дни влияют только на продолжительность и сроки ежегодного оплачиваемого отдыха.

Учет отдельных неоплачиваемых периодов

Особый порядок учета предусмотрен для следующих случаев отсутствия на работе без оплаты:

  • когда по согласованию с администрацией работник заменяет оплату за работу вне пределов своего рабочего графика дополнительно взятыми  выходными днями. По отгулам, оформленным в соответствии со 152-й статьей Трудового кодекса, ставится символ «НВ» (38);
  • если работнику предоставляются дни без начисления оплаты вынужденно - он отстранен или не допущен к труду по основаниям, указанным в ст. 76 ТК РФ. Например, не пройден обязательный медосмотр или обучение по охране труда, человек появился на рабочем месте в нетрезвом виде, обнаружилось, что у охранника просрочена лицензия на оружие, и так далее. Невыход на работу, произошедший по вине работника, имеет код «НБ» (35).

Таким образом, указанные в табеле символьные значения должны достоверно отражать факт освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей без сохранения за ним зарплаты.

Правильное проставление меток и суммированный учет календарных дней неоплачиваемого отпуска имеют значение и для работодателя, и для работника: при расчете среднедневного заработка и определении права на ежегодный оплачиваемый отпуск; при исчислении страхового стажа в системе пенсионного и социального страхования.

За неверно указанным в табеле кодом стоят штрафные санкции со стороны Государственных инспекций труда в отношении организации в целом, её руководителя и лица, ответственного за кадровый учет.