Среди многообразия средств человеческого общения есть около семи тысяч устных словесных языков. Наряду с этим существуют десятки иных невербальных способов коммуникации – с помощью жестов и зрительных образов, музыки и танца, геральдики и каллиграфии, полицейского жезла, языка программирования. Но первопроходцами в передаче информации с помощью символьной кодировки были три знаменитых человека: изобретатель телеграфного аппарата, основатель Национальной академии в Нью-Йорке Самуэль Финли Морзе; механик и предприниматель из штата Нью-Джерси Альфред Льюис Вейл; немецкий инженер Фридрих Клеменс Герке.

Изобретатели кодировки Морзе

Характеристика кода Морзе

Телеграфирование с помощью азбуки Морзе является первым опытом передачи информации цифровым способом. В основе кодировки лежит принцип соответствия каждого из атрибутов письменной речи (букв алфавита, и знаков препинания и цифры) некой комбинации двух символов: точки и тире.

Азбука Морзе

Для каждого письменного знака подобрано определенное сочетание элементарных посылок различной длительности: короткий или длинный импульс и пауза. За единицу времени принимается длительность одной точки. Тире соответствует трём точкам. Пробелы соотносятся с точками таким образом: пауза между знаками в букве равна одной точке, пауза между буквами - три точки, а промежутки между словами продолжительнее точек в семь раз.

До нашего времени дошел не оригинальный код Морзе, а видоизмененная азбука, и вот почему. Изначально по электрическому телеграфу осуществлялась передача только зашифрованных цифр. Результат, который фиксировался пишущим приемным устройством на бумажной ленте, необходимо было декодировать с помощью весьма сложного словаря-переводчика. Механик Вейл предложил изменить кодирование. Комбинации из тире, точек и пробелов были присвоены, помимо цифр, буквам алфавита и знакам препинания. Доработанная азбука стала называться Американский проводной код Морзе. Помощник и компаньон изобретателя телеграфа добился того, что принимать сигналы стало возможно на слух. Однако в American Landline Morse оставались некоторые неудобства, например, паузы внутри знаков, тире разной длины. В 1848 году немецкий инженер Герке упорядочил коды, убрал из азбуки Морзе практически половину букв, чем значительно упростил код. «Гамбургским алфавитом» Герке сначала пользовались только в Германии и Австрии, а с 1865 года эта версия была принята в качестве стандарта во всем мире.

После того, как в конце 19 века по предложению некоторых европейских государств в код Морзе были внесены незначительные поправки, он получил статус «континентальный». Со времен Первой мировой войны за данной системой закрепилось название «Азбука Морзе». Русскоязычный вариант кода Морзе, едва только он начал использоваться в нашей стране, окрестили «Морзянкой». Появление современной международной версии International Morse относится к 1939 году, когда проводилась последняя незначительная корректировка по части знаков препинания. Единственным новым кодом, введенным за последние 6 десятилетий, стал сигнал, соответствующий значку «эт коммерческая» @ . Разработанный Международным союзом электросвязи, он был одобрен ООН в 2004 году. Таким образом, азбука Морзе, претерпев некоторые доработки и изменения, стала универсальным средством международной символьной коммуникации и признана изобретением-долгожителем.

Морзянка

Механический ключ и электронный манипулятор

При передаче кодированных телеграфных сообщений и радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный. Первый механический ключ изготовил американский изобретатель Альфред Вейл. Модель называлась Correspondent и с 1844 года использовалась в работе первых симплексных телеграфов. Производительность телеграфирования в те времена была невелика - с помощью обычного ключа за час можно было передать около 500 слов. Чтобы добиться повышения скорости набора символов и экономии движений оператора, передающие устройства постоянно совершенствовались.

Первым появляется более удобный для телеграфиста ключ, оснащенный эбонитовой ручкой с головкой. Из-за своеобразной формы рычага он называется сamelback (верблюжий горб).Через несколько лет в конструкцию вводят пружинный регулятор настройки жёсткости ключа, затем подвижной рычаг из стали (коромысло). Принципиально новым стал тип механического ключа, на котором при передаче движения были в горизонтальной плоскости. Устройства The Side Swiper позволили устранить перегрузку руки оператора.

В эпоху беспроводного телеграфа были востребованы портативные передающие механизмы. Одним из таких стал запатентованный компанией Vibroplex полуавтоматический механический ключ. Устройство, генерирующее серию точек за счёт вибрации грузика-маятника, было названо «виброплекс» или «вибра». В 20-е годы прошлого века у Vibroplex появился логотип торговой марки в виде жука. С той поры любые подобные телеграфные ключи, независимо от производителя, начали называть bug.

Модификации ключей Морзе последующих периодов из-за своих конструктивных и технических особенностей имели очень интересные названия на профессиональном жаргоне, например, «молоток» или «клоподав». Есть модели «пила», «дрыга», «спичка». Все они успешно применялись до конца 20-го века. С развитием средств радиосвязи появилась потребность в передаче радиограмм на больших скоростях. Технически это стало возможным за счет замены классических ключей Морзе на электронные полуавтоматические ключи. В состав такого устройства входит манипулятор и электронный блок. Манипулятор представляет собой переключатель, оснащенный двумя контактами и рукояткой. Рукоятка может быть либо одинарная (общая для обоих контактов), либо сдвоенная (половинки расположены параллельно и каждая замыкает свой контакта при небольшом отклонении вправо или влево от нейтрального положения). В любом варианте исполнения такой манипулятор призван обеспечить легкий рабочий ход, не иметь люфтов, в момент контактирования давать хорошее тактильное ощущение.

По общему правилу, в специальной терминологии касательно электронных ключей используют слово key для манипулятора и keyer, когда речь идет об электронном блоке. Если радиолюбитель-коротковолновик или спортсмен-радист скоростной передачи говорит, что он «работает ямбиком», это означает, что используется разновидность электронной полуавтоматики – специальный ямбический ключ. С развитием радиотехники широко распространенными стали полностью автоматические электронные ключи, которые встроены в современные трансиверы. Применяются также клавиатурные датчики Морзе.

И конструктивное, и функциональное видоизменение ключей Морзе связано с решением двух основных задач: улучшение качества и быстродействия связи, увеличение скорости передачи элементарных посылок; устранение субъективных особенностей работы операторов, экономия движений при наборе символов, предотвращение «срыва руки» (профессиональное заболевание - аналог туннельного эффекта, возникающего при длительной работе с компьютерной мышью).

Известный российский радиолюбитель Валерий Алексеевич Пахомов написал книгу «Ключи, соединившие континенты». А еще обладатель позывного UA3AO является владельцем уникального собрания ключей Морзе. Коллекция насчитывает около 170 экземпляров. Начало увлечению положил простой телеграфный ключ, с которым связист демобилизовался из рядов вооруженных сил, где он изучал азбуку Морзе. Коллекция ключей Морзе

Быстродействие «Морзянки»

По оценкам специалистов, средняя скорость ручной передачи азбуки Морзе составляет от 60-ти до 100-150 знаков в минуту. Она соответствует неторопливой, скорее слегка замедленной речи человека. Применение специальных телеграфных ключей и синтезаторов «точек- тире» повышает быстродействие и качество передачи элементарных посылок. При этом «потолком» ручного набора в минуту являются 250 знаков. Это показатель оперативности человеческого мышления при написании текста, так называемая «типичная скорость авторского письма». Применительно к набору текста на клавиатуре, такой результат можно сравнить с уровнем работы уверенного пользователя, не владеющего техникой слепой печати.Скоростная радиотелеграфия начинается с 260 знаков в минуту и возможна при работе на электронных ключах. Использование трансмиттеров позволяет достичь рекорда передачи радиосигналов в эфире 300 зн/мин.

За исторический отрезок времени в 170 лет быстродействие символьного метода коммуникации Морзе увеличилось почти в 5 раз. Сегодня радиолюбитель, передающий в эфир сообщение со скоростью 15 - 20 слов в минуту, делает это практически с быстротой набора на гаджете SMS-сообщения аналогичной длины представителем поколения «большого пальца».

Азбука Морзе в компьютерной программе

Основа сигнальных методов коммуникации

Исторически сложилось так, что азбука Морзе была и остается самым простым и доступным способом связи. С появлением новой техники и развитием технологий передавать сообщения стало возможно не только посредством токового посыла. Современная беспроводная телеграфия – это обмен закодированной информацией в радиоэфире. Азбуку Морзе передают с помощью светового импульса, используя прожектор, фонарик или простое зеркала. Элементы шифрования, придуманные Вейлом и Герке почти два века назад, нашли применение во флажковой семафорной азбуке. Коды Морзе стали основой всех действующих международных схем оповещения, в которых используются условные знаки и сигналы. А вот простые примеры из повседневной жизни:

  • в аббревиатуре ICQ, принятой для обозначения «аськи», использован «Q код» вызова любой радиостанции CQ;
  • так же, как в азбуке Морзе сокращаются общеупотребительные фразы (БЛГ, ЗДР, ДСВ), пишутся акронимы-коротышки в SMS-сообщениях: спс, пжста, тлф, лю. 

На протяжении многих лет первому цифровому способу передачи информации соответствовали определенные профессии: сигналист, телеграфист, связист, радист. Благодаря своей простоте и универсальности кодирование Морзе стало применяться в различных сферах жизнедеятельности. Сегодня им пользуются спасатели и военные, моряки и летчики, полярники и геологи, скауты и спортсмены. В нашей стране еще с советских времен так повелось, что человека, владеющего мастерством передачи сообщений с помощью азбуки Морзе, где бы он ни работал, принято называть просто и красиво - «морзянщик». Рабочее место морзянщика