Тому, кто намеревается в первой декаде января совершать какие-либо финансовые операции, необходимо помнить об ограничениях в работе банковских организаций в период всеобщих выходных дней, связанных с празднованием нового года и Рождества.

Большинство кредитных организаций работают согласно производственного календаря России и в этот период для посетителей закрыты. До первого рабочего дня января не производится обслуживание юридических лиц. А для удобства физических лиц почти все банки работают в особом «дежурном» режиме, который отличается от стандартного.

Предлагаемый ЦБ РФ рабочий график, который публикуется за несколько дней до нового года, обязательным для кредитных учреждений не является. Его соблюдают банки государственного сектора. Банкиры коммерческих финансовых структур работают на свое усмотрение. Поэтому, планируя посетить то или иное кредитное учреждение, стоит навести справки о его режиме работы, набрав номер службы поддержки, заглянув на сайт банка или прочитав публикации в СМИ.

Воспользоваться полноценным банковским обслуживанием на протяжении 10-дневных новогодних каникул можно не более 2-3 дней непосредственно перед праздником. В остальное время функционал ограничен и доступными являются не все финансовые операции. Без проблем можно рассчитываться картами в магазинах, снимать деньги в банкоматах. Во всем остальном есть свои «но».

Общие правила таковы:

В праздничные новогодние дни доступны все операции кроме тех, которые требуют осуществления расчетов (перерасчёт процентов, перестройка графика погашения кредита и т.п).

Нельзя:

  • пополнить банковскую карту с вклада;
  • досрочно погасить кредит;
  • оформить заявку на выпуск банковской карты с овердрафтом;
  • работать с депозитными счетами;
  • заключить соглашение об изменении условий кредитного договора;
  • ​получить кредит, требующий длительного одобрения.

Возможно:

  • открытие счетов и вкладов;
  • ​внутрибанковские переводы между своими счетами;
  • ​«быстрые» (не требующие открытия счета) переводы,
  • осуществление текущих платежей по кредитам;
  • ​оплата за услуги ЖКХ, интернет, мобильную связь и т.п.

При этом следует иметь ввиду, что их обработка осуществляется в соответствии с режимом работы банков-партнеров в праздничные дни, то есть неизбежно возникнет временной зазор между списанием средств с вашего счета и зачислением денег получателю. Рассчитывать на то, что операции могут быть проведены раньше, чем первый рабочий день января можно (некоторые транзакции проводятся в дежурный период), но надеяться на это не стоит.

Операции, которые будут осуществлены только в первый рабочий день января месяца:

  • ​все внешние переводы (как рублевые так и в валюте) на счета, открытые в других банках;
  • ​внутрибанковские и межфилиальные переводы, отправленные клиентами банков на счета иных лиц;
  • исполнение обязательств юридических лиц по платежным поручениям, равно как и зачисление инкассированной денежной наличности.

Необходимые финансовые операции во время новогодних праздников можно провести в «дежурных» офисах кредитных организаций, посредством дистанционного банкинга, воспользовавшись банкоматами и платежными терминалами. Но если интернет-покупки, онлайн переводы, эквайринг осуществляются в штатном режиме, то регламент оплаты услуг и зачисления платежей, по сравнению со стандартным повседневным, несколько иной. Работа банков в новогодние праздники

Обслуживание в банковских офисах

Дежурный режим работы подразделений банка определяется по-разному. Это обусловлено местом расположения и степенью загруженности филиала. Время устанавливается в зависимости от того, предусмотрена ли для данного учреждения работа по режиму субботы или воскресенья. Подробную информацию о графике обслуживания клиентов-физических лиц в новогодние праздники можно получить по телефону службы поддержки организации, на сайте или в мобильном приложении банка.

Как правило, в новогодние дни посетителей в дежурных офисах банков мало и можно в спокойной обстановке совершить финансовые операции. Но перечень услуг операционистов ограничен. Вы можете:

  • открыть счет или вклад;
  • внести или снять деньги со счёта (но с крупными суммами могут быть проблемы);
  • оформить быстрый перевод (Western Union, Юнистрим, Contact, Золотая Корона и др);
  • ​обменять валюту.

Внимательным стоит быть, если возникла необходимость в новогодние дни купить или продать валюту. Обмен может оказаться невыгодным, поскольку курс устанавливается в последний рабочий день перед новым годом и распространяется на весь праздничный период, а значит, не учитывает текущих котировок.

Банкоматы и платежные терминалы

Технические службы банкоматных сетей работают круглосуточно и круглогодично, осуществляя их непрерывный мониторинг. Пик нагрузки на банкоматы приходится на предновогоднюю неделю, после чего наблюдается спад до середины января. С учетом этого ритма производится «подкрепление» аппаратов купюрами.
Банкомат в новогодний день

В праздничные дни в банкоматах с функцией приема наличных денежных средств возможны все обычные операции. Снятие средств со счета и пополнение карт, внесение ежемесячных платежей по кредитам и оплата различных услуг осуществляется круглосуточно. Но если с обналичиванием денег (будь то снятие зарплаты, пенсии или иных средств) в нерабочие дни проблем нет, то при пополнении счета или с платежами по кредиту могут возникнуть затруднения. Зачисление денежных средств на счета или карты могут затянуться до нескольких дней и даже дольше. Помимо этого, возможны задержки и перебои с услугами смс-оповещения.

Интернет-банкинг

В период новогодних праздников большинство операций можно совершить в мобильном приложении или интернет-банке. Но отдельные онлайн сервисы могут оказаться недоступны, поскольку именно на это время банки чаще всего планируют апгрейд своих систем дистанционного обслуживания.

Если январское обновление технологической платформы в вашем банке не осуществляется, то доступ ко всем функциям и возможностям системы сохраняется. Однако ограничения будут, они каются сроков осуществления операций. Системы «Банк-Клиент» для юридических лиц работают в штатном режиме, но платежи будут проведены только в первый рабочий день нового года, поскольку праздничные дни операционными не являются. Для физических лиц ограничение такие же, как и при осуществлении операций в банкоматах или через операционистов. Недоступны онлайн переводы по реквизитам на счета других банков РФ, обмен валют, закрытие срочных вкладов. Те действия, которые касаются непосредственно внутрибанковских переводов (отправки средств с одного своего счета на другой свой же счет) могут быть проведены и раньше, чем первый рабочий день нового года, но надеяться на это не следует. Все остальные операции (такие как переводы по номеру карты, оплата услуг и пр.) осуществляются в штатном режиме, но зачисление средств получателю следует связывать с первым рабочим днем нового года.

Практика показывает, что праздничные дни сопряжены с всплесками преступности в интернете, в числе которых возможны нападки хакеров на онлайн банки. В арсенале мошенников социальная инженерия, DDoS-атаки, использование вредоносных программ, скрывающихся под видом какого-то приложения и т.п. Но чаще всего используются фишинговые атаки. Поэтому обезопасить себя можно, не открывая письма, пришедшие с незнакомых адресов и содержащие ссылки, имитирующие интерфейс банка. В выходные дни банки информационную работу с клиентами не ведут. В режиме 24/7 работает служба поддержки, с помощью которой можно получить необходимую информацию по вопросам, связанным с использованием карт и работой систем ДБО.

Если вам не удалось спланировать и осуществить финансовые операции заранее и возникла необходимость воспользоваться банковскими услугами в праздничные дни, не спешите этого делать. В некоторых случаях лучше будет подождать до конца новогодних каникул.