По распространенности в садах и на дачных участках слива занимает почетное третье место после яблони и груши. Часто её называют жемчужиной сада. Среди деревьев плодовых пород сливовое - одно из наиболее урожайных. Подобрав сорта по срокам созревания, при соблюдении правил сбора и хранения урожая, можно употреблять свежие плоды более пяти месяцев в году.

Потребительские качества

Ценность сливы обусловлена универсальностью этой плодовой культуры. Появившийся несколько тысячелетий назад в результате скрещивания алычи и терновника гибрид обладал всеми основными характеристиками этих растений. В итоге получился фрукт, который представляет собой хранилище сразу двух наборов полезных веществ, свойственных холодным и теплым широтам. Слива удачно сочетает вкусовые и ароматические компоненты алычи с полезными свойствами и холодостойкостью терновника. Слива низкокалорийная

В рационе питания человека слива является незаменимым пищевым компонентом. Это низкокалорийный продукт, который не содержит насыщенных жиров, при этом в нем много полезных веществ, витаминов и минералов. Пищевая ценность не зависит от сорта сливы, поскольку создается в основном за счет углеводов. Процентное соотношение в классической формуле БЖУ выглядит следующим образом: 7,2% – 6,1% – 86,7%.

От скорости поглощения потребляемых углеводов зависит уровень сахара в крови человека. Чтобы его контролировать, ориентируются на гликемический индекс продуктов питания, которые по шкале от 0 до 100 единиц подразделяются на три группы (меньше 55, от 55 до 69 и более 70). У сливы низкий показатель ГИ, равный 35-ти единицам. То есть, благодаря содержанию клетчатки, продукт усваивается быстро, хорошо утоляет голод, но при этом не дает резкого повышения уровня сахара в крови и не способствует набору веса.

Калорийность сливы может колебаться от 40 до 49 ккал в зависимости от её сорта и степени спелости. Сделать простой расчет энергетической ценности легко, учитывая что средняя масса плода составляет около 30-35 грамм. В одном спелом фрукте порядка 14-15 ккал. В пересчете на 100 г получается 40–49 ккал. Калорийность по видам свежих фруктов распределяется так: для черноплодных сортов— более 45 ккал, в желтых сливах—в среднем 43, в плодах с красной мякотью—не менее 42 ккал. Пользуясь калькулятором калорийности в домашних условиях, для сливы обычно берут средний показатель 44 ккал на 100 грамм мякоти.

Употреблять сливы можно как свежими, так и в переработанном виде. Консервированные плоды хорошо сохраняют вкусовые и питательные качества. А вот по энергетической ценности они существенно отличаются друг от друга. Число калорий в стограммовой порции сливового варенья—290, компота—100, а сока—39. Калорийность ценного сухофрукта, каким является чернослив, в 4-6 раз превышает свежие плоды. Не меняют калорийность по сравнению со свежими плодами замороженные сливы. У сорта Смолинка после размораживания слива совсем не теряет своей формы.

Плоды сливового дерева содержат от 9 до 15% сахаров, богаты органическими кислотами, пектином. Самыми сладкими являются сливы разновидности Рэнклад. Пищевая клетчатка, сорбит и изатин улучшают процесс переваривания в организме. Потребляя ежедневно 2-3-сливы, можно избежать проблем с ЖКТ. 10-20 штук чернослива достаточно для достижения мягкого слабительного и мочегонного эффекта. По химическому составу сливу можно смело назвать целебной кладовой. Концентрация витаминов группы В, содержание веществ P-витаминного состава, микроэлементы и т.д. Свежие сливы, особенно сорт Мирабель, являются источником  поступления в организм витамина A и бета-каротина. Фрукт относится к продуктам, богатым аскорбинкой и витамином С. Лидер по содержанию аскорбиновой кислоты (18, 5 мг на 100 г мякоти)—позднеспелый сорт Золотистая крупная. А 10 мг витамина С, присутствующие в трех спелых сливах это столько же, сколько в стограммовом яблоке, и в два раза больше, чем в 100 г таких фруктов, как груша или граната.

Среди слив, отличающихся по цвету, роли распределены следующим образом: Сливы разного цвета

  • Фрукты со светлой кожурой содержат максимальное количество ретинола и бета-каротина, более насыщены витаминами и ценными минеральными веществами.
  • У темных сортов выше питательность. В них повышенное содержание пигментов антоцианов, которые имеют антиоксидантное действие. Показатель уровня ORAC в 100г темноплодных слив составляет 6259 µmol TE.

Дегустационная оценка большинства сортов сливы – от 4,7 до 5 (по 5- балльной системе). Вкусные и сочные фрукты на латыни называются Prunus domestica и принадлежат биологическому семейству Розовые. Другие представители этого рода–нектарин, персик, тернослив и миндаль.

Базовыми в селекции более чем 250 разновидностей сливы являются три основных сортотипа–домашняя, русская и китайская. Выводятся переопыляемые виды, а также гибриды с алычой и вишней.

Получены сорта слив с очень крупными плодами, диаметр которых достигает 5-6 см, а вес от 50 до 70 грамм: Президент, Исполинская. Темно-красная слива Крупноплодная названа так потому, что на её ветвях созревают увесистые сливы массой до 100 грамм. Большие плоды в сочетании с их длительной сохранностью и щедрыми урожаями делают одной из лучших разновидностей сорт Анджелина.

Дерево, дающее рекордную урожайность 80 кг–слива Богатырская. Средний показатель сбора с одного дерева находится в пределах от 40 до 70 кг в зависимости от сорта.

Районирование

Долгое время слива не получала широкого географического распространения, поскольку относилась к культурам незимостойким и достаточно требовательным к почве. Деревья плохо растут в низинах, где скапливается снег и талая вода, или в местах, где близко к поверхности залегают грунтовые воды. Слива одинаково не любит переувлажнение и засуху. Ей требуется солнечное и безветренное место. Иначе плоды не наберут сахара, да и урожай будет маленьким. Сливы в фазе созревания

Благодаря работе селекционеров созданы разновидности, обладающие необходимым характеристиками для их успешного выращивания и хорошего плодоношения, и слива стала достаточно неприхотливым деревом. Подбор сорта зависит от климатической зоны и состояния почвы в регионе. Правильно выбранный сорт плодового дерева дает возможность садоводам не затрачивать лишних усилий при посадке и уходе и получать стойкие урожаи: 

  • Разновидности, наиболее подходящие для Центральной полосы России и Поволжья: Память Тимирязева, Смолинка, Утро, Тамбовская красавица, Яичная синяя, Алексий, Красный шар, Кантемировка, Синий дар, Этюд.
  • Популярными в Приуралье являются сорта, адаптированные для здешнего климата: Чернослив поздний, Белоснежка, Гордость Урала, Айлинка, Красносельская.
  • В Сибири и в Хабаровском крае сливы выращиваю редко. Но саженцы, привитые на холодостойкие культуры(Китайскую или Уссурийскую сливы), хорошо плодоносят в условиях сурового климата, выдерживают пятидесятиградусные морозы. Сливы Желтая Хопты, Увельская, Заря Алтая, Манчьжурская красавица, Пирамидальная очень выносливые, особенно зимостойкий сорт Пионерка. За счет своей низкорослости хорошо себя чувствуют и плодоносят в дальневосточных условиях гибриды сливы и песчаной вишни Пчелка, Любительская, Чулыма, Адмирал Шлей.

Классификация сортов

Сортовые разновидности плодовых культур отличаются не только по габитусу дерева, морозостойкости и устойчивости к болезням и вредителям. Очень важная классификация–по сроку плодоношения.

В зависимости от времени, когда наступает съемная зрелость плода, сливы подразделяются на ранние, средние и поздние:

  • Сорта ранних сроков созревания ценны своими потребительским качеством «первых фруктов» и по большей части употребляются в свежем виде: Мара, Орловская мечта, Заречная ранняя, Июльская роза, Кубанская ранняя, Ода, Скороспелка красная, Евразия 21, Волжская красавица, Рекорд ранний.
  • Среднеспелые сорта обладают более насыщенным вкусом: Волошка, Ренклод Альтана, Венгерка белорусская, Венгерка донецкая, Кубанская легенда. У слив среднего срока созревания больше всего сортов: Кантемировка, Яичная синяя, Утро, Ренклод колхозный и др. Из слив Синяя птица получается отличный соус Ткемали.
  • Поздние сорта–Венгерка итальянская, Викана, Венгерка воронежская, Валор, Венгерка пулковская, Стэнли, Ренклод колхозный, Ганы Шпет–подходят для хранения, хорошо переносят транспортировку.

Различают самоплодные сорта и сливы, требующие опыления другим сортом родственного дерева или насекомыми. Популярными из самоплодных слив считаются Виола, Богатырская, Память Тимирязева, Утро. Примеры частично самоплодных сортов–Красносельская, Красный шар. Дают хорошие урожаи самобесплодные сорта (Занятная, Болховчанка, Сухановская), высаженные рядом со сливами-опылителями.

Сливы различаются по форме, размеру, цвету кожуры и мякоти. Венгерка–это плоды вытянутой овальной формы, шаровидные сливы называются ренклод.

ВенгеркаСлива круглая

Богата палитра оттенков –от зеленоватого и желто-оранжевого до красно-фиолетового и синего с черным отливом. Напоминают о лете и солнышке сливы Медовая белая, Мара, Мирабель. У оранжево-красной Красавицы Юга присутствует легкий аромат духов «Шанель». Нарядно выглядит на ветвях дерева золотисто-розовая Виктория. Розово-красные Покрытые плотным восковым налетом сливы Ренклод Альтана имеют винный привкус и цвет столового вина.Красивые плоды красного и фиолетового цвета у сортов Смолинка, Фиолетовая, Алексий, Персиковые. Но больше всего у сливы классических синих оттенков, вплоть до сине-черного цвета –Виола, Синий дар, Кромань и другие. Оригинальный темный сорт Венгерка Итальянская считается непревзойденным при изготовлении сухофруктов.

Темноплодная слива