После того, как князь Владимир официально ввел на Руси христианство, утвердился календарь церковных праздников, а также воскресенье было признано всеобщим днем отдыха. Определились правила поведения православных по божественным праздникам и выходным дням. Сделано это было для того, чтобы люди имели время и возможность, отложив все дела, посетить церковь, присутствовать на богослужении, помолиться не дома, а в храме. Эти дни полагалось полностью посвятить служению Богу, а не работе или отдыху. А потому многие из занятий признавались небогоугодными. В народе укрепилось поверье, что тех, кто нарушит существующие запреты, накажет Бог. Конечно, это не так, но определенные поведенческие каноны в православии существуют и их следует придерживаться.

Традиции Покрова

Церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы был введен в 12 веке Андреем Боголюбским. В обрядах христианские традиции сплелись с более древними языческими. Это день торжества покровительства Богородицы, которая явилась в храм и распростерла над возносящими молитвы людьми снятое со своей головы покрывало, укрывая и защищая их от бед и напастей. На Покров принято произносить молитву о защите, попросить Богородицу даровать любовь и семейное счастье. Перед праздником следует исповедаться и получить отпущение грехов. Покров Пресвятой Богородицы

В старину говаривали:«На Покров грешники каются, осень с зимой встречаются». Календарный день 1(14) октября знаменует переход от осени к зиме - «на Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». По другому праздник называется Первое зазимье, Покров-батюшка, Свадебник, Засидки.

Покров день

В этот день было принято проситьу святых защиты дома и семьи, задабривать блинцами домового. В первый раз растапливали печь и добавляли к дровам на счастье и удачу полено плодоносящего фруктово-ягодного дерева. Дом окуривали веточками вишни и яблони, в потайных местах раскладывали сушеные грибы, привлекая достаток и богатство. Жилище украшали гроздьями калины, а в центре стола ставили цветы. Из щедрых осенних урожаев, которыми были заполнены кладовки и закрома, собирали обильный стол и созывали гостей.

В день Покрова было принято кормить птиц и лесных жителей, чтобы успокоить лешего и отправить его зимовать в берлогу. А домашних животных, которых с полей до весны загоняли в хлева, от сглаза и порчи поили водицей через решето. Невзирая на холод, водой через решето обливали и детишек, ради сохранения здоровья малышей. Сжигали старую летнюю одежду, изношенные лапти и соломенные матрасы, считая, что это придаст человеку силы и обновление. Наряжались во все новое и шли в церковь.

В этот день принято проявлять щедрость, одаривая тех, кто нуждается в помощи. Чем больше человек отдаст на Покров, тем больше прибудет и ему самому – жизнь будет благополучной и счастливой.

Праздник Покрова принято справлять весело, шумно, ярко. Но проводить этот день надо так, чтобы не навлечь на себя гнев святых, а значит, совершать только благодеяния, не занимаясь делами небогоугодными.

  • Возбраняется заниматься тяжелым трудом, вести строительство, копать землю. А также выполнять работу по хозяйству, которая считается грязной (делать уборку в доме, стирать или утюжить белье, шить и пр.) Если же избежать работы никак не удается, то исполнять ее следует с особым усердием.
  • Недопустимо сквернословить, произносить бранные слова и ругательства, ссориться, скандалить, обижать кого бы то ни было.
  • Великий праздник не предназначен для приготовления пищи, все должно быть сделано заранее или отложено по крайней мере до вечера. Готовку сложных и тяжелых блюд лучше перенести на следующий день.
  • Под запретом в праздничный день употребление спиртного.
  • Для общения с Богом верующий должен прийти в храм не только с чистыми помыслами, но и чистым телом. Потому накануне праздничного богослужения обязательно ходили в баню, приводили себя в порядок, одевали чистые одежды.

​Поверье о том, что нельзя мыться в воскресный и праздничный день, возникло в давние времена, когда для того, чтобы попариться в бане, необходимо было совершить достаточно много тяжелой физической работы. Требовались не только усилия, но и время, чтобы наколоть дров, вымыть баню и растопить её. Успеть все сделать поутру  до начала литургии было нельзя. Чтобы не получилось, что надо откладывать поход в храм, парились не в выходной день, а накануне. Сейчас ситуация иная - для проведения гигиенических процедур есть много возможностей, да и времени на них требуется немного. Поэтому мыться и купаться можно независимо от того, какой это день.

Сегодня из всех старинных традиций Великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы незыблемыми остались лишь некоторые:

  • Этот день благоприятствует любым проявлениям щедрости души.
  • Нельзя допускать ссор и ругани, обижать друг друга и сквернословить.
  • Не стоит одалживать или брать деньги в долг.
  • Утренние часы следует посвятить молитвам, днем посетить храм, а вечером провести семейно - дружеские посиделки с небольшим застольем.

Иные традиции в части запрета на физический труд, уборку в доме, приготовление пищи и т.д. являются не больше, чем данью времени. Всем этим заниматься в Покров можно. Купание и мытье в бане тоже допустимо.

Дата 14 октября и день недели

Поскольку праздник Покрова привязан к определённой дате, в календаре она приходится на выходной не каждый год. Надо учитывать, на какой день недели выпадает 14 октября.

Для соблюдающих пост следует воздержаться от принятого в этот день обильного застолья. Если праздник приходится на постные дни (среда и пятница), то для употребления в пищу желательны салаты, различные кушанья из меда, грибов, зелени, круп. В любой другой день под запретом будут рыбные блюда.

Для тех, кто придерживается общих правил посещения бани, лучшими днями для мытья являются суббота и четверг (а для приверженцев чистоты еще добавляется вторник). Если Покров выпадает не на эти, а на другие дни (особенно понедельник), то от посещения бани лучше воздержаться.

Мнение священнослужителей

Отношение к соблюдению церковных правил во много зависит от степени духовности верующего человека. Каждый самостоятельно определяет, в какой форме и когда он помолится или осуществит богослужение. Священники считают, что все рабочие дела, физический труд, какие-то неотложные работы в церковные праздники делать можно. Но выполнение никаких дел не должно осуществляться вместо (или до) прочтения молитвы и посещения храма. День Великого праздника отводится для служения Богу.

Придя домой после литургии, можно заниматься своими делами. То есть, после посещения храма вполне можно делать свою работу, трудиться физически, хлопотать по дому, готовить пищу, стирать, купаться, мыть голову, принимать душ, посещать баню. Но считать их поводом для того, чтобы отменять молитву или посещение храма, для истинного христианина неприемлемо.

И еще об одном аспекте поведения напоминают священнослужители. Недопустимо оправдывать свою лень и, прикрываясь церковным праздником, не делать то, что в этот день по тем или иным причинам исполнить совершенно необходимо.

Покров день