В годы правления Л.И. Брежнева складывается система разных типов высших учебных заведений - общегосударственных (университеты и институты), отраслевых, ведомственных, военных и т.п. В том числе, творческих вузов (ВГИК, ГИТИС, МАРХИ, другие театральные и художественные вузы).

Широкое распространение получают вечерняя и заочная форма высшего образования - без отрыва от производства. Например, Всесоюзный заочный юридический институт оканчивает огромное количество государственных и партийных чиновников. В большом количестве вузов создаются рабфаки (рабочие факультеты), их ещё называют «нулевыми» курсами, на которых доучивают и подтягивают до уровня первого курса тех, кто не соответствует уровню подготовки первокурсника.

Важным стимулом является гарантированная система трудоустройства - обязательное распределение выпускников вузов, которые должны были отработать после получения диплома о высшем образовании три года там, где они нужны государству по своей специальности.

При некоторых крупных промышленных предприятиях создаются собственные высшие технические учебные заведения - втузы (например, при Московском автомобильном заводе имени И.А. Лихачёва - ЗИЛ).

В течение брежневского двадцатилетия конкурс в вузах остаётся стабильно высоким, особенно в вузах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, краевых и областных центров.

Страна перешла на всеобщее обязательное среднее образование, и за 60-е годы число студентов в СССР почти удвоилось, достигнув 4,5 млн человек. Это привело к перепроизводству специалистов. 70% дипломов - заочники и вечерники.

1960-1970-е годы с период формирования системы целевых наборов и целевых аспирантур по заказу производств, научных учреждений, ведомств. Эта система предполагала планирование кадровых потребностей в разных отраслях народного хозяйства и областях деятельности, чтобы обеспечить целенаправленную подготовку специалистов для данных областей.

Действует отлаженная система отраслевой переподготовки и повышения квалификации - в связи с требованием времени, развитием научно-технического прогресса, появлением новых специальностей, новой техники, изменением и уточнением конъюнктуры спроса на специалистов на производстве.

В 1960-1980-е годы продолжает существовать и отдельная система партийной учёбы на городском, областном, краевом, республиканском и всесоюзном уровнях (во главе с двумя вузами с особым статусом - при ЦК КПСС: ВПШ - Высшей партийной школой и АОН - Академией общественных наук).

По той же системе действовала система комсомольской (Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСИ) и профсоюзной учёбы.

Особая примета времени - всесоюзные строительные студенческие отряды (ВССО) и всесоюзные (республиканские, краевые, областные) ударные комсомольские стройки. Такими стройками в конце 1960-х - 1970-е годы были ВАЗ, КАМАЗ, БАМ. Сложились своя романтика и поэзия строительного студенческого движения.

Особенно популярной была песня на стихи Николая Добронравова «Яростный стройотряд».