Принцип взаимодействия любого россиянина с ФНС прост: он обязан «заплатить налоги и спать спокойно». Задача налоговых служб не только проконтролировать налогоплательщика, но и создавать необходимые для условия для того, чтобы он исполнил свои обязательства по уплате налогов. Однако, многие из нас при обращении в налоговую инспекцию не раз стакивались с проблемами: сложность получения качественной консультации, наличие очередей, трудности при заполнении налоговых деклараций и т.п. Поэтому ФНС последовательно реализует принятую в 2011 году концепцию обслуживания налогоплательщиков. Режим работы ИФНС

В рамках этого регламента во всех налоговых службах был изменен график работы, ставший для них обязательным. Два дня в неделю рабочий день продлен до 20 часов, а две субботы каждого месяца являются рабочими с часами приема с 10-00 до 15-00.

Однако, возможен иной режим работы, который определяет категория налоговой инспекции. Обслуживание налогоплательщиков по территориальному принципу ведут районные ИФНС. У межрайонных инспекций несколько расширенный функционал: госрегистрация налоговых субъектов, оформление различных документов, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками и др.

Зачастую время работы операционных залов отличается от общего графика (как правило, они работают только в будни, но при этом без перерыва на обед).

Поэтому, чтобы выяснить режим работы налоговой инспекции, надо знать, в какой именно службу и по какому вопросу гражданин намерен обратиться.

В каком графике работают налоговые органы

По общему правилу, все ИФНС открыты по будням с 9 часов утра до 18-00. В пятницу рабочий день инспекторов укорочен до 16-45. Для удобства налогоплательщиков еженедельно по вторникам и четвергам прием ведется до 20:00. Рабочими днями являются две субботы каждого месяца (вторая и четвертая) с 10:00 до 15:00. График работы любого налогового органа можно узнать, зайдя на сайт Федеральной налоговой службы России www.nalog.ru, в так называемых «карточках налоговых инспекций», выбрав в разделе «Контакты и обращения» сервис «Информационные стенды».

Для получения нужной информации достаточно ввести в поле запроса код своего региона проживания ( (50- для Москвы, 78- Санкт-Петербург, код Волгограда- 35, Омска- 55 и др.). Затем следует выбрать налоговый орган. Для тех, кто не знает номера своей инспекции, предусмотрена вкладка «узнай свою ИФНС». К примеру, для жителя г. Подольска Московской области обращение будет выглядеть следующим образом: 

Сайт ФНС

В категории «Организационно-распорядительные документы» в PDF формате содержится информация об общем графике работы конкретной инспекции, о сокращенном рабочем времени (например, в предпраздничные дни), о дополнительных днях приема и т.п. Информацию о своей налоговой инспекции можно получить не только в электронном виде, но и обратившись по телефону Единого контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. Это бесплатный общефедеральный телефонный номер для всех налогоплательщиков РФ.  

Меры по улучшению работы ИФНС

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что календарный год является основным налоговым периодом, за который надо отчитаться и организациям, и индивидуальным предпринимателям, и самозанятому населению, и обычным гражданам. Очевидно, что актуальность обращения в налоговых органы возрастает в последние 1,5 - 2 месяца истекающего года. В это время Контакт-центр ФНС России работает в усиленном режиме, отвечая на звонки помимо будней еще и по субботним дням. Контакт-центр ФНСВсе федеральные и региональные налоговые службы продлевают время работы с налогоплательщиками, в том числе за счет приема граждан в дополнительные субботние дни, устанавливая особый режим работы в следующих случаях:

  1. В преддверии 1 декабря – срока уплаты имущественных налогов за предыдущий год. Как правило, с начала ноября и вплоть до конца календарного года все инспекции, также как и Контакт-Центр, работают по особому графику. Имущественные налоги
  2. В период декларационной компании, приходящийся на март-апрель месяцы, когда организации отчитываются о своей деятельности, а большинству физических необходимо задекларировать сведения о полученных в прошлом году доходах. «Декларационный» график устанавливает время работы ИФНС в понедельник и среду на один час больше. В операционных залах рабочей объявляется каждая суббота с 10 до 15 часов. Такой распорядок позволяет всем желающим отчитаться о доходах в удобное для них время.  

Декаларационная кампания

В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков ФНС организует различные мероприятия. День открытых дверей

  • День открытых дверей для владельцев недвижимости, транспорта, земли. Проводится ежегодно в одну из пятниц (с 9 до 18 часов) и суббот (с 10 до 15 часов) ноября месяца. Дни выбраны не случайно, а накануне срока, установленного для уплаты местных налогов. На приеме у инспектора можно разобраться с полученным уведомлением, сообщить о постановке и снятии с учета объектов налогообложения, предоставить заявлении на льготы, сделать сверку и перерасчет налогов.
  • Чтобы работники налоговых органов могли помочь обратившимся правильно и своевременно отчитаться по налогу на доходы, аналогичные дни проводятся в марте- апреле месяце, в период декларационной кампании по НДФЛ.
  • Для консультаций по актуальным вопросам налогового законодательства в инспекциях принято отводить субботний день. Представители организаций, предприниматели и частные лица могут получить разъяснения в связи с изменениями в порядке налогообложения, регламенте составления отчетности и т.д.  Дни консультации назначаются по тематике, вызывающей наибольшее количество вопросов и регулярно проводятся во всех территориальных органах ФНС. Так, например, 30 июня в Самарской области в 10-ти дежурных налоговых инспекциях был организован единый день по консультированию предпринимателей относительно применения ККТ и регистрации онлайн-касс.

ФНС и региональные налоговые инспекции участвуют в Общероссийском дне приема граждан. Он проводится по поручению Президента Российской Федерации в День Конституции, начиная с 2013 года, во всех государственных учреждениях.

Общероссийский день приема граждан

Ежегодно 12 декабря с 12-00 до 20-00 по местному времени любой обратившийся в налоговую инспекцию может получить ответ на интересующие его вопросы.