По общему правилу, ротондой признают архитектурное сооружение, выполненное в виде круглой постройки, увенчанной куполом с колоннами по периметру. Ротонда — «круглый» (от итальянского rotonda, от латинского rotun-dus). Круглая форма воспринимается человеком, как идеальная, создающая впечатление цельности и законченности, гармонии и уравновешенного покоя. Поэтому развитие ротондальной архитектуры началось с создания круглых погребальных сооружений, призванных служить памяти и вечному покою усопших (мавзолеи, баптистерии, часовни, церкви). Первые античные храмы такого рода- древнегреческий толос и древнеримская фронтально-осевая ротонда. В эпоху Возрождения и барокко они поучили дальнейшее развитие в плане конструктивного и художественного исполнения. Наиболее активно строительство храмов-ротонд велось в исторические периоды расцвета гуманистических идей и творческого переосмысления классических образцов архитектурного наследия.

Сакральные круговые постройки

Использование центрических (то есть центрально-осевых) построек в культовой архитектуре связано с выражением идеи неба. Центр круга - абсолют сакральности, единство бесконечности и законченности, предел покоя и высшего совершенства. В круглом храме нет ничего лишнего, ничто не отвлекает от общения с Всевышним. В каждой точке такого сооружения человек находится в подкупольном пространстве, а значит, остается наедине с Богом Вседержителем. Храм-ротонда также выступает напоминанием о том, что Церковь Божия будет существовать вечно. Основные элементы христианских культовых строений - алтарь, притвор и столбы, разделяющие внутреннее пространство. Ротонду использовали как апсидное закругление алтарной части храма. Такой тип культового сооружения был близок христианам и больше им подходил для службы.

храмы-ротонды

В ряду исторических памятников европейского сакрального зодчества есть несколько наиболее значимых.

  • Форму ротонды имеет относящаяся к IV столетию церковь Ротонда Святого Георгия (Болгария). Это раннехристианская постройка, изначально использовавшаяся в качестве баптистерия.
  • Храм в Брешии знаменит тем, что до XX века оставался единственным круглым христианским собором.
  • Памятником романского зодчества в Италии считается старейший храм Мантуи – ротонда святого Лаврентия.
  • Собор Ротонда Mosta Dome в городе Мосты (Мальта) - красивейшее сооружение, которое прославилось благодаря своему уникальному купольному завершению. В 1942 году в церковь попал снаряд. Пробив купол, он упал у самого алтаря и не взорвался. Никто из прихожан не пострадал. Венчающий ротонду купол, диаметр которого около 37 метров, занимает по размерам третье место в Европе. 

Эти и многие другие религиозные сооружения зачастую возводились по образу и подобию Римского Пантеона, либо в своем архитектурном исполнении ориентировались на вид храма Гроба Господня на Святой земле.

Храм Гроба Господня

Иерусалимская святыня в нынешнем виде представляет собой огромную (22 м в диаметре) ротонду, внутри которой находится кувуклия. Реликварии (сионы или иерусалимы) тоже изготавливают в виде миниатюрных ротонд, символически воспроизводящих этот храм.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня стал прототипом для множества христианских построек. А ротонда, наряду с крестовидным зданием и октогоном (правильным восьмиугольником), заняла свое историческое место среди основных типов центрально-купольных культовых зданий.

Русская церковь

Пришедшая к русичам от древних эллинов и жителей Византии любовь к круглым завершениям (куполам) и круглым (от основания) храмам выразилась в создании построек, которые стали уникальными для русской церковной архитектуры. Строительство ротондальных церквей в России началось с эксперимента по воспроизведению храма Гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре под Москвой (г.Истра, 1658-1685гг.). В соборе, построенном по указу патриарха Никона в подражание храму на Святой земле, была и ротонда, увенчанная коническим шатром.

Воскресенская церковь

В допетровскую эпоху ротонды появились в московских монастырях. Русские архитекторы 18 века изучали труды Витрувия, А.Палладио, Дж.Б.Виньолы и др., применяли в культовом зодчестве европейский опыт. Но появлению цилиндрических церквей в центральных городах препятствовала трудность включения их в сетку кварталов (в те времена применялся прямоугольный принцип застройки). Поэтому круглые церкви стали возводить при малых приходах и в частных владениях. Это были небольшие по площади, не рассчитанные на толпы прихожан шатровые церкви, расположенные в дворянских усадьбах. В Подмосковье их насчитывается более 50-ти. Храм Рождества Богородицы, расположенный в имении Подмоклово под Серпуховом – жемчужина русского церковного ротондального зодчества.

храм Рождества Богородицы

В окрестностях Петербурга таких построек менее десятка. Первую круглую церковь спроектировал при стрельнинском дворце Николо Микетти. Другой итальянский зодчий Пьетро Трезини создал в Троице-Сергиевой пустыни круглый храм, напоминающий крепостную башню. В 1785 году в селе Александровском (что по дороге в Шлиссельбург) в загородной усадьбе светского вельможи А. А.Вяземского появился храм-ротонда. Это знаменитая Троицкая церковь, построенная архитектором Н. А.Львовым.

Кулич и Пасха

Из-за необычной формы Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в народе прозвали Кулич и Пасха. Колокольня выполнена в виде четырехгранной пирамиды -это пасха, а в роли кулича выступила ротонда.

В древнерусском понимании круг и сфера - образ Небесного Града. Но для стиля барокко эти фигуры были слишком простыми и незамысловатыми и мастера не охотно обращались к этой архитектурной форме. Активно возводить ротондальные церкви в России стали только при Екатерине II. Николай I и пришедший с ним «русский стиль» к круглым постройкам не благоволил, так как ориентировался на допетровское зодчество. Поэтому храмы-ротонды уникальны для русской архитектуры и относятся к памятникам цилиндрического сакрального зодчества.

Ротонда в светской архитектуре

Интерпретация классических образцов архитектурного наследия коснулась не только религиозных сооружений, но и светских построек. В эпоху Возрождения архитектурные решения кругового типа стали применять при строительстве общественных зданий и частных домов, мест отдыха и развлечений.

Впечатлившись римским Пантеоном, талантливый мастер ренессанса Андреа Палладио спроектировал и построил первое некультовое здание, увенчанное куполом. Вилла Капра «Ла-Ротонда» была выполнена в форме античного храма, мало походила на уютное жилье и предназначалась для приемов и празднеств.

Вилла Капра

Почин итальянца подхватили английские и американские аристократы, построившие для себя роскошные усадьбы (Мереворт-касл, Чизик-хаус, Монтичелло и др.). По образу и подобию виллы Капра третий президент США Томас Джефферсон спроектировал не только собственные апартаменты, но и Капитолий. А главный корпус построенного им Виргинского университета до сей поры называется просто Ротонда.

Виргинский университет

Ярким примером стиля палладианства называют одно из зданий знаменитой Бодлианской библиотеки  Oксофрде. Радклифф Камера – один из первых в мире образцов так называемых круговых библиотек. Возле Ротонды Радклиффа в 20 веке снималось несколько сцен из американских фильмов про Шерлок Холмса.

Радклифф Камера

Примеров публичных и частных купольных зданий круговой планировки в современной зарубежной архитектуре достаточно много: новозеландский парламент (так называемый Улей) и главное федеральное учреждение Индии Samsad Bhavan, ротонда на Мэшем-Стрит в Лондоне и офисное здание в Бирмингеме, главный концертный зал Румынии и ирландский театр Ворот, замок Nereworth и жилой дом Ickworth в Англии и др.

В России историческим примером светской ротонды является нынешний экспонат Эрмитажа, считающийся в музее одним из самых дорогих. Речь идет о малахитовой беседке, которая была преподнесена Николаю I в качестве подарка уральским промышленником А.Демидовым.

Эрмитаж

Выполненная лучшими европейскими мастерами в Париже, каменная ротонда должна была украсить дворцовый парк. Но самодержец использовал её иначе. В «малахитовой сени», покрытой малиновым бархатным балдахином с изображением двуглавого орла, было его царское место во время богослужений в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Ротонда, не имеющая прямых аналогов в архитектуре, была построена в 1845 году под крышей Мариинского дворца. Это внутреннее сооружение возводилось на пересечении двух главных дворцовых анфилад, разделено на несколько ярусов и представляет собой сплошную колоннаду из 32-х колонн. Признанная шедевром с точки зрения необычности архитектурного решения Мариинка – традиционное место для пышных приёмов и роскошных балов.

Ротонды Санкт-Петербурга

А недавно открытая после реставрации Ротонда бывшей голландской церкви (в настоящее время здесь находится Центр искусства и музыки библиотеки им. Маяковского) функционирует как концертный и выставочный зал.

До сегодняшних дней сохранились жилые здания, оформленные с использованием купольно-круговых архитектурных элементов. Например, один из символов Екатеринбурга - дом Севастьянова.

дом Севастьянова

В советский период круглыми постройками с куполообразной крышей и цилиндрическими конструкциями становились места отдыха, клубы, рестораны и бани, вестибюли метро и морские вокзалы. В парках и на набережных появляются многолепестковые ротонды (архитектурный термин «октаконхи»).

Из эпохи классицизма в современность шагнуло легендарное здание в Санкт-Петербурге, известное как Дом на Гороховой. С виду это ничем не приметная постройка, типичная для города конца 18 века, именовавшаяся раньше домом Яковлева-Дементьева. Секрет - во внутренней круглой постройке с шестью колоннами и изогнутыми лестницами.

дом на Гороховой

Ротонде на Гороховой приписывают мистические свойства, она буквально «обросла» мифами и легендами о связи с потусторонним миром. А в 70-80-е годы прошлого столетия, на которые пришелся бум молодежного движения неформалов, здание стало культовым местом.

Памятники - ротонды  

Эпоха модернизма, с его приверженностью к строгим планам, заимствовала из античности ротонду, как пантеон или часовню.В нашей стране в форме ротонд выполнены некоторые исторические памятники.

  • Как напоминание о горе и страданиях, которые приносит война, в Воронеже сохранена в руинизированном виде ротонда здания больницы, разрушенной при обстрелах в 1942-м году.

Ротонда в Воронеже

  • В честь воинов-интернационалистов, погибших при исполнении служебного долга, в 2000-м году в подмосковной Дубне был установлен памятный знак «Ротонда».Памятный знак
  • В ознаменование морских побед, одержанных СССР в Великой Отечественной войне, в Приморском парке (что на Крестовском острове Санкт-Петербурга) поставили исполненную в форме ротонды беседку. Она поражает своей простотой и лаконичностью - большой сферический купол на восьми прямоугольных колоннах и круглая скамейка в центре. Маленькая аккуратная беседка у Лебяжьего пруда – популярное место романтических встреч и тихого уединенного отдыха.Беседка на Лебяжьем пруду
  • Необычный литературный памятник - фонтан-ротонда "Наталья и Александр" - был открыт в Москве в год празднования двухсотлетия А.С.Пушкина. Место установки (у Никитских ворот) выбрано не случайно. Недалеко отсюда находится церковь Большого Вознесения, где венчались влюбленные, а также особняк семьи Гончаровых. Фонтан-ротондаВнутри беседки - фигуры поэта, читающего возлюбленной своё сочинение и юной Натали, которая внемлет его словам. Фонтан «Наталья и Александр» уникален тем, что воду из него можно пить. Существует поверье, что пары, которые сделают это, будут жить долго и счастливо во взаимопонимании и большой любви.

Ротонда как элемент садово-парковой архитектуры

Особый вид конструкции цилиндрической формы - беседка. Это ротонда в виде стоящих кругом колонн, соединенных невысоким куполом в виде крыши. Промежутки между колоннами могут заполняться балюстрадой, а внутреннее пространство позволяет расставить радиусные скамейки. Такое сооружение ассоциируется с тишиной, уединением и покоем. Беседки

В эпоху романтизма значение беседки заключалось в том, чтобы скрыть от любопытных глаз страстные поцелуи и пылкие признания в любви. Колонны романтических беседок для свиданий были увиты плющом и украшены цветами. У представителей дворянства ротонда считалась излюбленным местом отдыха и была неотъемлемым атрибутом усадьбы 18 века. Ставили садовые павильоны на высоких местах, позволяющих обозревать окрестности. Позже они приобрели вид гостевых домиков, ажурные конструкции которых позволяли демонстрировать во всей красе наряды гостей.

беседка

Двухъярусная ротонда «Миловида» в подмосковном Марфино стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это один из хорошо сохранившихся  до наших дней образцов усадебной садово-парковой архитектуры.
Беседка сегодня – обязательный элемент дачного участка или загородного дома. Также легкие и нарядные круговые конструкции используют в качестве атрибута при организации выездных торжественных бракосочетаний. современные беседки

Ротонда присутствует в местах отдыха.   ротонда в местах отдыха

В качестве примера архитектурного новодела - беседка для медитаций. ротонда для медитаций 

Существует даже арт-объект Ротонда. Он находится в интересном месте под названием Никола Ленивец. В Калужской области, недалеко от города Малоярославец расположен единственный в своем роде арт-парк с ландшафтными инсталляциями. Арт-объект Ротонда 

Пришедшая из античности Величественная Ротонда закрепила свои позиции во многих сферах современной жизни. Какими бы идеями не руководствовались зодчие, использующие ротондальную форму в архитектуре, нам остается только восхищаться их мастерством и любоваться идеальными формами круга и сферы, воплощенными в дереве или камне, бетоне или металле.