В 2011 году ВЦИОМ провел исследование, посвященное отношению к книгам и чтению. Результаты пугающие: 35% граждан страны не читают книги совсем. В 1996 г. таких было 20%. Ежедневно для чтения находят время только 22% людей, в то время как в 1996 г. процент постоянных читателей книг равнялся 31. За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14 (данные на 2011 год).

Развитие. Всегда ли оно к лучшему? Всего сотню-две лет назад люди не имели большую часть того, к чему пришло человечество в 21-ом веке, если мы говорим о техническом прогрессе. Это не могло не повлиять на изменение привычек, установок и взглядов людей на фундаментальные вещи, существовавшие и 200, и 2000 лет назад. Досуг также не остался прежним. За неимением других вариантов, люди посвящали свободные часы чтению, как сейчас многие посвящают его интернету. Нет, это вовсе не сравнение хорошего и плохого. Это еще одно доказательство того, что одним из важнейших (если не самых важных) умений становится умение выбирать. Человек - то, что он ест. И речь здесь не только о продуктах питания, но и о потребляемой информации. Во времена, например, Древней Греции люди были любопытны. Пытались познать мир со всех сторон, углубиться во все аспекты бытия. Это стремление учиться утратилось с появлением огромного количества альтернативных вариантов времяпровождения, фальшивых, навязанных интересов. В результате, количество тех, кто может подойти к объекту обсуждения больше, чем с одной стороны, при этом не прибегая к софистике, убывает. Сложно переоценить важность способности мыслить, гораздно проще не заметить ее связь с уже затронутым ранее умением контролировать информационный поток. Знания - фундамент, на котором зарождается и развивается мысль, идея. Ненужная, бесполезная информация, ежедневно засоряющая память - это песок, на котором не построить дворец.

Что же может послужить хорошей базой для развития ребенка, его воображения и миропонимания? Первое, что приходит на ум - книги. Дети в возрасте от 6-8 месяцев до 2-3 лет, которым взрослые читают вслух, имеют больше шансов научиться говорить, читать, понимать речь, чем те, чьим родителям не посчастливилось вовремя прочитать данную статью. "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя." - гласит английская пословица.

Действительно, крайне ничтожны шансы остаться равнодушным к тому, чем регулярно занимается вся семья. Так что в первую очередь необходимо самому полюбить процесс. На первых порах то, чем будет в большей степени увлекаться ребенок, зависит от родителей. Здесь важно начать с классической детской литературы, с тех произведений, которые известны каждому: русские народные сказки, сказки Пушкина, серия книг о Незнайке, Приключения Буратино, Волшебник Изумрудного Города и так далее, в зависимости от возраста. Никогда не скупитесь на покупку понравившихся маленькому литературоведу книг, даже если они находятся в верхнем ценовом сегменте (возьмите из суммы отложенной на новые сапоги или пальто; поверьте, в будущем окупится). 

Далее, когда ваше чадо уже вовсю штудирует детскую классику, будет не лишним подогревать интерес и время от времени "подкармливать" порциями мотивации. Создайте такую окружающую обстановку, в которой просто невозможно будет заниматься чем-то иным, кроме чтения. Стеллаж или книжная полка, атмосферные обои, красивая мебель - все это поможет создать приятную ассоциацию. Последнему также поспособствует угощение различными лакомствами (строго в умеренных количествах!). Мотивировать можно, покупая подарочные издания или книги "с начинкой" (на их страницах обычно расположены объемные изображения, наглядно показывающие материал, различные дополнения в виде записок, карт и т.д.). Регулярно интересуйтесь, что последнее прочитал ребенок, какой герой больше всего понравился и почему; за что планирует взяться дальше. 

"Учить читать" можно и в более позднем возрасте, если есть необходимость, однако это сложнее, ведь у книг появляются конкуренты в лице гулянок и компьютерных игр. Полностью запретив последние, можно получить либо начавшего читать "от нечего делать", либо разъярившегося и норовящего уйти из дома книгоненавистника. Неоднозначен и вариант с выдвижением ультиматумов по типу "за 10 страниц книги 30 минут игры или прогулки", так как книги могут стать ассоциацией с препядствием, возникающим на пути к желанному (бесспорно, возможен и позитивный результат, если насильно  поглощаемое содержание попадет в яблочко). Более плавное внедрение литературы в жизнь можно провести, учтя интересы. Узнайте, в какой игровой вселенной ваш ребенок проводит время, либо какие фильмы предпочитает. Подберите книгу, наиболее приближенную к тематике, и попробуйте заинтересовать его. Главное, чтобы чтение, особенно на первых порах, проходило с удовольствием (не смущайтесь, если сюжет повествует о войне котов или зеленых существах с большими клыками).

И напоследок. Чтобы преуспеть в чем-то, нужно любить это дело. Утверждение прозрачно, как вода. Но не всегда любовь к ремеслу возникает естественным путем. Случается, что при начинании нужно перетерпеть какое-то время: первые неудачи, осознание собственной слабости, нежелание преодолеть ту точку, когда этап неосознанной механической работы сменяется работой в удовольствие. Это может относиться к любой сфере деятельности, и чем раньше вы сможете донести эту мысль до ребенка, тем сильнее вы поспособствуете его жизненному успеху.