Истоки

Деликатный аристократизм, звучное имя и богатая эрудиция ведущей не позволяли даже предположить, что родом она происходит из воронежского села Рамонь. Но именно в таких послевоенных семьях, живущих в тяжелейших условиях в "глубинке", воспитывались подлинные советские интеллигенты. В семье военнослужащего дочь получила не только строгое воспитание, но и привитую матерью любовь к музыке, а класс фортепиано в Воронежской музыкальной школе и диплом с отличием Воронежского музыкального училища позволили с первого тура поступить в столичную "Гнесинку" на курс вокала. Казалось, карьера будущей певицы гарантирована.

Взлеты и падения

Блестящее начало столичной жизни внезапно обернулось тяжелыми испытаниями: развод с первым супругом, известным баянистом, необходимость обеспечивать жизнь себе и маленькой дочке сами по себе были нелегки. Но настоящей катастрофой стала для Элеоноры Валерьяновны потеря голоса. Поставленное ей колоратурное сопрано оказалось фатально ошибочным, и к моменту, когда выяснилось, что ее голос нужно было развивать в лирическом диапазоне, было уже поздно.

В этот момент в полной мере проявился закаленный характер Беляевой. Она не уехала из столицы, не впала в уныние, заполняя свою жизнь до отказа любой работой, которую могла найти, вплоть до частных уроков музыки и переписки нот.

И Фортуна, на сей раз в образе бывшего сокурсника Владимира Федосеева,  предоставила ей новый шанс. Он привел Элеонору на телевидение. Молодая женщина стала редактором телепрограмм музыкального направления -  массовых жанров, затем - народной и классической музыки. Ее руководителем и учителем на ТВ стала Нина Александровна Зотова, преподавшая основы профессии.

Проект длиною в жизнь

Передача "Музыкальный киоск" была организована в рамках дополнения к "Голубому огоньку" - проекту Алексея Габриловича, уже набравшему популярность к 1960 году. Первыми новую передачу презентовали Лариса Голубкина, уже прославившаяся в знаменитой "Гусарской балладе", и молодой красавец и любимец публики Александр Ширвиндт. В кресло ведущей Элеонора Беляева попала спустя полгода в качестве временной подмены, на время болезни штатного работника. Но оказалось - на всю оставшуюся жизнь.

Полчаса безупречности

Получасовка на советском телевидении - трудно сегодня объяснить, насколько это непросто, когда не только происки коллег-недоброжелателей, но даже элементарная оговорка, малейшая оплошность могли окончиться увольнением.

Сочетание удивительной мягкой женственности с железным характером, глубокими знаниями и высочайшей требовательностью к себе помогли Элеоноре Беляевой создать не просто познавательную передачу, а настоящий курс музыковедения, находивший свою аудиторию во всех слоях и возрастных группах общества. От природы наделенная незаурядной и яркой классической внешностью, Элеонора Беляева умело пользовалась всем женским арсеналом, от косметики до брошек и шарфиков, сумев создать элегатнтный светский образ и придав ему глубину и шарм. Помогали ей в этом новинки журнала "Бурда", умение мастерски использовать обычные вещи в неожиданных вариациях и врожденные вкус и чувство меры. Приходилось сталкиваться и с неожиданными запретами и ограничениями - например, на программы о Рахманинове или Шаляпине, "запятнавшими" себя эмиграцией и занесенные в список "не рекомендованных". Бывали и казусы, когда готовые программы приходилось переписывать из-за "неподобающего" брючного костюма костюма ведущей или слишком дорогой шубы участницы передачи:.

Но талант и эрудиция Беляевой неизменно помогали преодолеть все трудности профессии. Уже спустя восемь лет после открытия "Музыкального киоска" заслуги Элеоноры Валерьевны по развитию отечественной культуры были высоко оценены  -  она стала лауреатом престижной премии  «Золотое перо России». В 1982 году Элеонора Валерьяновна удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР». Ее замечательный образ на экране запечатлели в своих работах кинорежиссеры, приглашая в сниматься в эпизодах - например, в нашумевшем фильме «Женщина, которая поет». Но сопутствующая истинной, непоказной интеллигентности сдержанность и неамбициозность не позволила продолжить карьеру в качестве актрисы.

Закат

Распад Советского Союза и приход новых рыночных отношений в искусство не сразу погубили передачу, любимую миллионами людей. В 1992 году Беляевой удалось отметить тридцатилетие "Музыкального киоска". В юбилейном выпуске принял участие и Александр Ширвиндт. Но в 1995 году программу все же закрыли как нерентабельную, несмотря на возмущение и протесты огромного числа телезрителей.

 После закрытия программы Беляева некоторое время появлялась в качестве ведущей телефорумов, но, видимо, удовлетворения эта работа уже не приносила. Не приветствовала она и попытки СМИ проникнуть в перипетии личной жизни.

Элеонора Беляева ушла из жизни 20 апреля 2015 года, на 80-м году жизни. Ее местом последнего упокоения стало Котляревское кладбище Москвы. В последний путь Элеонору Валерьевну Беляеву  проводили дочь от первого брака Мария, внучка Настя, бывший супруг Анатолий Беляев и ближний круг друзей.