Список задач на английском называется to-do-list, в русский это название тоже перешло и используется наравне с привычным. А к пятерке наиболее оригинальных способов ведения списков относятся:

  • Принцип «1-3-5»;
  • Bullet Journal;
  • Анти-to-do;
  • Дзен-система продуктивности;
  • Стоп-листы.

Принцип «1-3-5» меняет основу классического расписания задач. Обычно, оно идет по номерам от 1 и до бесконечности. А в «1-3-5» нужно записывать на день только одну главную задачу. К ней добавляются 3 средних по важности и объему сил, и 5 мелких. Мелкие – те, которые можно отложить на завтра, если сегодня не хватит сил. Список «1-3-5» пишут вечером, чтобы потом с утра видеть, что на повестке дня.

Если работа динамичная, и возможности угадать, какие будут задачи, нет, тройки или пятерки можно оставить пустыми. Это делает список гибким.

Bullet Journal – это система, которая упорядочивает планирование дел на бумаге не хуже электронного планировщика. Чтобы воспользоваться ей, нужно:

Пронумеровать страницы ежедневника.

  1. На первой страничке создать оглавление, которое поможет находить нужные данные по всему ежедневнику.
  2. Составить календарь на месяц из событий, которые наверняка не изменятся.
  3. На другой странице составить маркер-список дел на этот месяц.
  4. Важно использовать примечания и в списке на месяц, и на неделю, и на день.
  5. Но самое главное – вносить номера страниц в оглавление.

Анти-to-do ведется параллельно с классическим списком задач. Это делается, чтобы не терять мотивацию. Люди ее теряют, когда видят, что из запланированных 10 они сделали только 5 дел. Анти-to-do работает по принципу, который мотивацию в любом случае поддерживает, потому что в такой список записывают то, что уже сделано.

Например, человек планировал написать три статьи, перевесить шторы, погулять с собакой и сводить ее к ветеринару. А вечером по классическому списку задач он видит, что не успел написать одну статью из трех и не попал к ветеринару. Зато, глянув в анти-to-do, этот человек обнаруживает, что написал за день 2 статьи из 3, перевесил шторы и погулял с собакой. Он рад. И ему хочется завтра успеть еще больше. Мотивация сохраняется.   

Дзен-система продуктивности – методика, которая повышает личную эффективность. Чтобы пользоваться ей, нужно:

  1. Разделить списки задач по сферам: работа, поручения, дела по дому и т.д. И в каждый из таких списков вносить только те задачи, которые относятся к его сфере.
  2. Списки нужно постоянно обновлять. Поэтому рекомендуется всегда носить с собой телефон, планшет или бумажный блокнот, чтобы записывать задачи или идеи, которые возникают внезапно.
  3. Задачи должно быть по-настоящему актуальны и важны.

Такая система позволяет фокусироваться на действии и планировании прямо сейчас, в режиме реального времени.

Стоп-листы, как кажется на первый взгляд, по своей сути полностью противоречат to-do-планированию. Однако, на самом деле, это не так.

Стоп-лист основан на борьбе с привычками, которые отнимают время. Суть в том, что в такой список нужно заносить дела, от которых люди хотят избавиться: не есть сладкой на ночь, бросить курить, не сидеть в социальных сетях и т.д. Такой вариант списка дает возможность не только избавиться от ненужных привычек, но и увидеть, что тянет человека вниз.  

Если составлять стоп-листы регулярно, в конце года их можно прочесть и оценить, какого прогресса удалось достичь за это время. Однако, чтобы такой лист работал как следует, надо учитывать хронометраж: подсчитать, сколько времени отнимает каждая из вредных привычек, и установить на нее временной лимит. Например, не больше 2 сигарет за день или не больше 20 минут на социальные сети. Лимит нужно постепенно сокращать.