Совет 1: Зачем нужны риторические вопросы

Риторический вопрос – это фигура речи, которая представляет собой утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответа. Риторические вопросы нередко используются в художественных и публицистических текстах, употребляют их и в устной речи.
Зачем нужны риторические вопросы

Чаще всего риторические вопросы используются, чтобы подчеркнуть значимость утверждения и обратить внимание слушателя или читателя на конкретную проблему. При этом использование вопросительной формы является условностью, т.к. ответа на такой вопрос не ожидается или же он слишком очевиден.

Будучи одним из средств выразительности, риторические вопросы широко применяются в текстах художественного стиля. Например, они часто использовались в произведениях русской литературы XIX века («А судьи кто?», «Кто виноват?», «Что делать?»). Прибегая к этим риторическим фигурам, писатели усиливали эмоциональную окраску высказывания, заставляли читателей задуматься над ним.

Нашли применение риторические вопросы и в публицистических произведениях. В них, помимо усиления художественной выразительности текста, риторические вопросы помогают создать иллюзию беседы с читателем. Нередко этот же прием используют и во время выступлений и лекций, выделяя ключевые фразы и вовлекая аудиторию в процесс размышлений. Выслушивая монолог, человек невольно обращает особое внимание на высказывания, произнесенные с вопросительной интонацией, поэтому такой способ заинтересовать аудиторию очень эффективен. Иногда выступающий использует не один, а целую череду риторических вопросов, таким образом акцентируя внимание слушателей на самом важном отрывке доклада или лекции.

Помимо риторических вопросов, как в письменной, так и в устной речи используются риторические восклицания и риторические обращения. Так же, как и в риторических вопросах, главную роль тут играет интонация, с которой произносятся эти фразы. Риторические восклицания и обращения тоже относятся к средствам усиления выразительности текста и передают эмоции, чувства автора.

Видео по теме

Совет 2: Зачем нужны обращения

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее адресата речи. Отличительным признаком этой конструкции является грамматическая форма именительного падежа. Кроме определения предмета, одушевленного или неодушевленного, обращение может содержать оценочную характеристику и выражать отношение говорящего к адресату. Для установления роли слов, называющих того, к кому обращаются с речью, следует выяснить, какими признаками может «обладать» эта конструкция.
Зачем нужны обращения

Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства, по профессии, положению в обществе, должности, званию, по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно в последнем случае олицетворяемых. Например:
- «А знаете, Шурочка, я должен вам кое-что сообщить». В роли обращения – имя собственное.
- «Брат мой! Как я рад тебя видеть!» Обращение называет лицо по степени родства.
- «Куда ж меня ты вынес, океан?» Слово «океан» является обращением, называя неодушевленный предмет. Такие конструкции используются в художественной речи, делая ее образной и выразительной.

В устной речи обращение оформляется интонационно. Для этого используются разные виды интонаций.
• Звательная интонация характеризуется усиленным ударением и наличием паузы после обращения. В письменной речи такая интонация обозначается запятой или восклицательным знаком. (Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!)
• Восклицательная интонация обычно используется в риторическом обращении, называющем поэтический художественный образ. (Летите прочь, воспоминанья!)
• Интонация вводности отличается понижением тона и быстрым темпом произношения. (Я страшно рад, Варенька, что вы ко мне заглянули.)

Если в разговорной речи основная функция обращений – дать наименование адресату речи, то в художественной они выполняют стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. («Куда прешь, воровская харя?»; «Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем».)

Метафоричность поэтических обращений определяет и особенности их синтаксиса. Например, в художественной речи часто употребляются распространенные и однородные обращения (Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая.) Часто они придают речи интимность, особый лиризм. (Ты жива еще, моя старушка?)

Обратите внимание, что по грамматической форме обращение совпадает с подлежащим и приложением. Их не следует путать: подлежащее и приложение являются членами предложения и к ним задается вопрос. Обращение – это конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Сравните:
• «Ее мечты всегда были романтичны». Слово «мечты» является в предложении подлежащим.
• «Мечты, мечты, где ваша сладость?» Это синтаксическая конструкция с обращением.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500