Нет сомнений, что история, наполненная живыми персонажами, в которой даже второстепенные роли исполняются интересными, завораживающими личностями из мира по ту сторону страниц, преображается и является в новом образе. Поэтому так важно не жалеть силы на то, чтобы продумывать каждого персонажа, создавать его биографию, обдумывать детали, которые играют роль в его становлении, мышлении, влияют на принимаемые этой выдуманной личностью решения. И не секрет, что у маститых писателей это выходит подчас с поражающей силой. Их выдуманные творения способны заставить кого-то плакать или смеяться, грустить или приободриться, задуматься. Нет смысла лгать, добиться такого результата крайне сложно, это потребует увлеченной самоотдачи, упорного труда и больших усилий. Но это возможно. А научившись раз создавать интересных, разносторонних личностей, которые вырастают из под авторского пера, их создатель, сам автор, уже никогда не отучится от этого приема.

Персонаж обычно сам по себе выстраивается идеей. Большое число его особенностей формулируется уже тогда, когда автор задумывает, с чего начнется история, чем она закончится и какую мысль понесет читателю. Было бы странно думать, будто достаточно выдумать интересную личность, поместить в некоторые обстоятельства, после чего можно лишь наблюдать за ее действиями и все записывать. Дело обстоит иначе. Персонаж почти целиком создается обстоятельствами, и в начале своего пути лишен всякой самостоятельности, вынужден подчиняться велению своего создателя. На этом этапе идет еще только формирование персонажа, как целостной личности. Он не принимает никаких решений, а действует в соответствии с ожиданиями автора. Но почему? Автор задается, вернее, должен задаваться этим вопросом. Почему сейчас он поступает так, а не иначе? Не потому, что история уже продумана, это только видимость, на самом деле, в это время писатель вычленяет урывками характер создаваемого им персонажа по поступкам, которые он совершает для развития истории. Читателю многое из этого будет недоступно даже после того, как история будет написана. Читатель видит только ее часть, в то время как автор должен знать всю подноготную.

Но со временем персонаж начинает спорить с автором. Само собой, он не восстает со страниц книги, не обращается к своему создателю. Но в его поведении начинают прослеживаться закономерности. Допустим, вначале произведения персонаж вынужден был столкнуться с выбором, поступиться собственными интересами во благо малознакомого человека, или пренебрежительно отнестись к чужому горю и поступить с выгодой для самого себя. Так или иначе, он сделал то, что велел автор. Скажем, поступил эгоистично, например, только потому, что впервые оказался в подобной ситуации. Таким образом, уже вырисовываются черты будущей самостоятельной личности. Что она станет чувствовать, сейчас еще зависит от автора. Положим, ее начинают беспокоить угрызения совести. Эта формирующаяся личность беспокоится о том, что по неосторожности, или из-за своего эгоизма, нечаянно усложнила жизнь безвинному человеку. Но, чтобы персонаж так реагировал, у него должна быть предыстория. Он уже должен быть личностью, на которую именно так влияют события, происходящие в произведении.

Далее, предположим, что автор уже задумал, что после долгих мучений и размышлений, персонаж вновь столкнется с похожей, но более яркой ситуацией, последствия которой будут иметь больший размах. И персонаж должен поступить иначе в этот раз, не желая выносить снова тех мучений, которые пережил, либо, стараясь таким способом искупить вину. В любом случае, теперь уже персонаж становится полноценной личностью и начинает сам диктовать автору, как ему надлежит поступить. Важно только не отвлекаться, не позволять его голосу заглохнуть в желании поскорее дописать произведение. Ведь оставшийся путь, вернее, вся история с самого начала, теперь уже должна пересматриваться с позиции персонажа, как личности. Почему он или она поступает так? Вдруг, в истории начинают появляться нестыковки. Ведь автор уже знаком со своим творением, знаком с личностью, которая является действующим лицом, знаком с ее мыслями, повадками, страхами и желаниями. И писатель начинает замечать, что в некоторых местах персонаж поступает не так, как сам того должен желать, противоречит собственным убеждениям, игнорирует свою философию, пренебрегает утверждениями, на которые сам же указывает в произведении. Тогда и начинается его самостоятельная жизнь. А автору далее надлежит внимательно и скрупулезно изучать каждое движение, каждое слово, каждый поступок созданного им персонажа, ведь теперь уже сам писатель не имеет более над своим творением власти, а только служит транслирующим устройством, рассказывающим читателю историю настоящего, живого, мыслящего и чувствующего существа.

Начинающий писатель часто сталкивается с этой проблемой. Невнимательно относится к созданному персонажу, пренебрегает его желаниями и стремлениями, желая написать историю такой, какой хочет видеть ее сам. Но настоящий персонаж неизбежно оживает в произведении, начинает диктовать свои условия, не подчиняется желаниям своего создателя. И главная задача настоящего автора услышать его голос, недоступный другим, голос, который говорит писателю, что это больше не его история, голос, который сам начинает рассказывать, позволяя автору погрузиться в новый мир. И это радость для автора, невыразимое чувство, когда ему открывается новая вселенная, в которой он из создателя превращается в зрителя, следящего за судьбой своего творения. Именно поэтому нужно быть чутким и внимательным к этому голосу, ведь еще бесчисленное количество миров ждут, когда их истории будут написаны. И только автор может как никто глубоко погрузиться в них, открыть то, что является только писателю, услышать, как со страниц еще не дописанного произведения с ним говорят его собственные персонажи, рассказывающие свои истории.