Совет 1: Что такое национализм

В основном все люди одинаковые. Две руки, две ноги, голова… Но нередко один человек начинает ненавидеть другого, даже если тот ничего плохого ему не сделал. Бывает и так, что ненавидят людей, которых никогда не видели. Причин такому поведению может быть много. И одна из них – национализм.
Что такое национализм

На протяжении всей истории человечества были войны. Они велись из-за территорий, ресурсов, идей и, конечно же, из-за того, что одна нация хотела возвыситься над другой. Последняя причина, наверное, самая странная и абсурдная. Ведь у каждого человека есть свои личные качества, которыми можно гордиться. И доказывать ему, что он плохой просто из-за того, что родился в другой стране, как минимум странно.

Но, тем не менее, такое положение вещей не редкость. Да, человек не выбирает, где он родится. Но почему-то начинает гордиться своей национальностью. И иногда его мысли текут и в другом направлении. И он начинает принижать всех (или многих), кто родился в других странах. Так развивается национализм. Его идеи могут быть впитаны с молоком матери, а могут проявиться в самом почтенном возрасте.

Национализм – довольно-таки размытое понятие. Этим словом можно выразить любовь к родине, гордость за свою отчизну, преданность своему народу. И, кажется, в этом нет ничего плохого. Но это только верхушка айсберга. Начнем с того, что есть очень много направлений национализма. Они проповедуют различные принципы и действия.

И другая сторона национализма – унижение людей других национальностей. Проявляться это может по-разному. Кто-то просто негативно относится к другим странам, кто-то хочет уничтожить то или иное государство, ну а некоторые стараются создать мир, в котором будет только одна национальность.

Если брать точное определение, то национализм - это психологическое проявление национального превосходства. Это понятие включает в себя много хорошего, но еще больше плохого. Любить свою родину нормально. Но вот говорить о том, что остальные хуже – в корне неверно. Причем практически каждая нация считает себя лучше других по тем или иным признакам. И, конечно же, забывает о том, что все мы – просто люди, у которых есть как хорошие, так и плохие качества.

Национализм - хорошее чувство, если оно осталось в зачаточном состоянии. Но если оно начинает развиваться – беда неминуема. Человек не должен ставить себя выше других, ведь он ничем от них не отличается. Но ставит. И эта проблема существует не одну сотню лет.

Видео по теме

Совет 2 : Что такое национализм и какие его формы известны

Национализм – идеология или направление в политике, строящиеся на гипертрофированных формах национального сознания, провозглашающих идеи национального превосходства и исключительности. Национализм имеет множество различных проявлений и играет довольно активную роль на международной политической арене.
Символика и лозунг одного из российских националистических движений
Главным тезисом, на котором строятся основополагающие принципы национализма, является утверждение о первичности в государствообразующем процессе ценности нации как высшей формы общественного единства. Национализм имеет много форм и течений, некоторые из них в корне противоречат друг другу. На политической арене националистические движения в отношениях с государственной властью всегда отстаивают интересы только определенной национальной общности.

Основой и опорой этой идеологии служит национальное чувство, очень близкое к патриотизму. Верность и преданность своей нации, работа на благо нации, политическая независимость, объединение национального самосознания, культурный и духовный рост нации: вот главные лозунги пропагандируемые национализмом.

В современном мире существует несколько форм националистических движений, которые решают свои, определенные идеологией, задачи. Известный еврейский историк и философ Ханс Кон ввел в классификацию национализма такие понятия, как этнический и политический национализм - эти виды во всем мире считаются основными формами данной идеологии. Он также утверждал, что оба этих понятия присущи любой зрелой нации, существующей в мире, и многие специалисты в этом вопросе согласны с ним полностью.

Национализм политический

Данная форма имеет еще и другие названия: политический, западный, гражданский или революционно-демократический. Политический национализм опирается на утверждение о том, что степень легитимности государства определяется активным участием его граждан в процессах принятия политических решений. Основным инструментом для определения степени государственного участия в представлении «воли нации» является опрос граждан, который может иметь форму выборов, референдума, общественного вопроса и т.п.

Принадлежность каждого человека к нации определяется только его личным выбором – быть гражданином данного государства и желанием жить с другими на единой территории. Политический национализм считается признанной международной правовой нормой современной жизни.

Политическая форма национализма имеет также два подвида: государственный и либеральный национализм. Концепция государственного национализма строится на том, что нацию образуют только те люди, которые решают задачи укрепления и поддержания могущества государства. Какие-либо независимые от этих задач интересы и права не признаются в принципе, так как считаются нарушениями единства нации.
«Медведев - не меньший, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я. Я не думаю, что нашим партнерам будет с ним проще. Он - настоящий патриот, активно отстаивающий интересы России на международной арене», - Владимир Путин.

Либеральный национализм проповедует общечеловеческие ценности права человека, утверждая, что нравственные патриотические категории должны занимать по отношению к ним подчиненное положение.
«Могущество, величие и богатство всего государства состоит в размножении и сохранении русского народа, а не в территории тщетной без обитателей », - Михаил Ломоносов.

Этнический национализм

Утверждает, что нация - это фаза развития этноса, что членов нации объединяют кровная связь, язык, традиции, религия, история, общность, происхождения. В настоящее время политические движения, делающие акцент именно на этническом национализме, и называют «националистическими».

Самыми активными сторонниками огосударствления этнического национализма являются, как правило, представители этнических элит, близких к власти или рвущихся во власть. В государстве, построенном на принципах этнического национализма, меньше конкуренция и больше возможностей получить и сохранить власть.

Радикальная форма национализма

Данная форма национализма проповедует исключительность той или иной нации относительно других, даже если эти нации находятся на территории одного государства. Практически во всех странах официально радикальный национализм признан социально опасным явлением и приравнен по степени опасности к экстремизму. В РФ за пропаганду радикального национализма и разжигание межнациональной розни предусмотрено уголовное наказание.

Идеи радикального национализма являются ключевой составляющей нацизма и фашизма. Активная пропаганда этих идей приводит к шовинизму, ксенофобии и сепаратизму.
Видео по теме
Источники:
  • Русская энциклопедия
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500