Продажа дома с мат. капиталом: особенности

Продать имущество без письменного согласия детей можно только после визита в отдел попечительства и опеки. По статье гражданского кодекса №37 и статьи 10 под №256, разрешение на отчуждение купленной недвижимости дается только после согласования с организацией, отвечающей за благоустройство детей. Для продажи имущества должны иметься веские причины: нужда в денежных средствах из-за серьезной болезни ребенка (требуются деньги на лечение, ребенок нуждается в чистом воздухе на курорте) или из-за супруга, который вынужден работать в другом регионе.

Какие документы нужно предоставить в отдел попечительства:

  • Заявление о том, что вы обязуетесь выделить детям принадлежащие им доли собственности. Размер доли должен быть равнозначен прежним;
  • Площадь нового места жительства не должна быть меньше, а условия внутри дома должны соответствовать всем санитарным нормам;
  • Необходимо сделать копию заявления с просьбой о разрешении совершить куплю-продажу (заполняют оба родителя);
  • Копии паспорта;
  • Копии свидетельства о рождении;
  • Копии документов на право собственности;
  • Копии кадастрового паспорта и справки БТИ;
  • Справка о составе семьи;
  • Квитанции об уплате коммунальных услуг;
  • При необходимости нужно предоставить справку о смерти, если на данный момент умер один из родителей, то же касается справки о лишении родительских прав;
  • Предоставить подробные данные о приобретении новой недвижимости.

Следует учитывать, что если ребенку исполнилось 14 лет, он должен лично поставить подпись о согласии. Документы рассматриваются в течение 30 суток, если время поджимает (или вот-вот кончится срок залога), можно попросить прислать ответ скорее, часто специалисты идут на уступки.

Продажа не представляет сложности, если все дети достигли совершеннолетия – для сделки подростку достаточно поставить свою подпись. Независимо от того, что вы хотите продать – дом или квартиру, при наличии несовершеннолетних детей, подавать запрос о разрешении в отдел опеки является обязательным действием.

Если жилье приобреталось в ипотеку, нужно дополнительное согласие от банка, выдавшего кредит. Жилье с обременением оценивается дешевле. Для того чтобы купить ипотечное жилье, покупатель возвращает полную сумму долга в банк, а продавец погашает долг и переоформляет имущество на покупателя.

Если вы хотите приобрести земельный участок в другом городе, чтобы постепенно построиться, необходимо заранее приобрести детям отдельное жилье и предоставить в нем доли (сделка должна быть одновременной, а значит, дом или квартира должна приобретаться в родном городе). Долю могут подарить дедушки или бабушки, но следует учитывать, что жилье родственников должно совпадать по квадратным метрам с недвижимостью, которая продается. Исключение, если квадратный метр нового жилья или жилья родственников стоит дороже. Еще один вариант: перевести деньги за доли на счета детей при продаже (денежная компенсация, которая хранится на счету до совершеннолетия). Чтобы перевести деньги, нужно так же получить разрешение из отдела опеки.

Если недвижимость не соответствует нормам (отсутствует газ, вода, дом в аварийном состоянии), то вполне вероятен категоричный отказ. Если согласие дано, для свершения сделки в регистрационной палате необходимо собрать оригиналы документов и их ксерокопии:

  • Разрешение о продаже со стороны опеки;
  • Паспорта;
  • Заявление о купле продаже (если покупатель не найден, на поиски дается три месяца; затем справку о разрешении нужно заказывать вновь);
  • Документ о межевании;
  • Документ, подтверждающий, что недвижимость находится в собственности;
  • Свидетельства о рождении всех детей, паспорта, если дети совершеннолетние;
  • Расписка ребенка, подтверждающая согласие;
  • Кадастровый паспорт, справка БТИ;
  • Документ о том, что нет обременений.

Умышленное уклонение от распределения долей наказуемо и является уголовным преступлением (Статья 159.2 - штраф 120 тысяч рублей или тюремный срок до двух лет). Если семейство пользовалось жильем менее трех лет (а квартирой - менее 5 лет), нужно будет вносить подоходный налог. От уплаты налога освобождаются семьи, которые не воспользовались налоговым вычетом. Все действия, связанные с материнским капиталом проводятся через нотариуса, а значит, свою просьбу в отдел опеки нужно предварительно заверить в нотариальной конторе.