Мята бывает белой и чёрной. Чёрная обладает более резким запахом, белая – нежная, с сильно выраженным ментоловым ароматом.

Разновидностей растения очень много:

  • Душистая;
  • Перечная;
  • Банановая;
  • Лимонная;
  • Шоколадная;
  • Бергамотовая;
  • Кокосовая, и многие другие.

Выбрать сорт можно на любой вкус, главное - покупать в проверенных местах, так как по незнанию, можно приобрести дикий сорт мяты. Листики мяты используют для приправ к мясным соусам, добавляют в салаты, коктейли, томатные соки, заваривают чаи от сезонной простуды. Польза растения неоспорима. Душистая трава содержит флавоноиды, летучие эфиры (дающие ментоловый аромат), витамины (С, В3, В5, В6, А, В9), минералы (кальций, натрий, калий, марганец, железо, цинк) и дубильные вещества.

Уход за мятой на огороде

Решив посадить у себя на участке душистый кустик, помните о том, что листики мгновенно размножаются, могут занять очень много пространства, и способны цвести до 10 лет. Удалить разросшиеся кусты (высота 1 куста может достигать 30 см и более) нелегко, придётся прибегнуть к глубокой перекопке огорода.

Чтобы разрастания не произошло, заранее обозначьте границы, соорудив грядку при помощи деревяшек или старого шифера и вкопав их поглубже в землю. Готовый к пересадке росток погружают на 5-6 см в землю, удобряют органическими удобрениями (перегноем), или минералами (суперфосфат, хлористый калий), с добавлением древесной золы. Чтобы получился пышный, буйно разросшийся куст, его нужно периодически подрезать и создавать округлую форму (такие меры проводятся после того, как растение вырастет до 30 см). Поливать кустики нужно каждый день. Цветет мята с начала июня до конца сентября. Собрав первые всходы, вы только улучшите качество листьев и ускорите рост следующих.

Посадка семян для рассады

Рассаду мяты можно сделать двумя способами: семенным и черенковым. Черенки (стебли с корнем) берутся со зрелых растений, высаживаются в домашние горшки с комьями грязи (чтобы не повредить хрупкие ветвистые корни). Можно вырастить черенки, срезав мятную веточку (5-7 см длиной), погрузив её в воду для пускания корней. Примерно через неделю или две стебель можно пересадить в горшок.

Семенной способ всегда сложный, да и гарантии, что все сеянцы проклюнутся – нет. Лучше брать несколько пакетиков (каждый вид обладает определенными свойствами: например, Кубанская мята обладает самыми высокими лечебными свойствами).

Пряная трава предпочитает рыхлую почву, сдобренную азотом и с минимальным содержанием извести. При желании можно самостоятельно приготовить состав: смешайте землю с огородного участка, торф, древесную золу, песок, компост, в пропорциях 1:1, засыпьте смесь в противень и прокалите в духовом шкафу при температуре 180 °C для обезораживания. Если времени на прогрев нет, обработайте почву крепким (ярко-розовым) раствором марганца. После обработки земле дают постоять несколько дней для насыщения новыми бактериями.

Формочки для рассады подойдут любые – пластиковые стаканы с дырочками для вентиляции и защиты от сырости, деревянные ящики, контейнеры, банки из-под фруктового сока. Взрыхлив и разровняв землю в неглубокой емкости (10-15 см), на поверхности делают ровные, земляные дорожки глубиной 2-3 мм. При помощи пинцета или влажной зубочистки зёрнышки выкладывают на поверхность, слегка надавливают сверху, припорашивают землей.

Для создания парного эффекта затяните горшочки пищевой пленкой или накройте стеклом, поставьте на подоконник. Опрыскивайте почву пульверизатором, не допуская подсыхания, но и не переусердствуйте, чтобы не развести в таре с пряной мятой – грибок. Через 2 недели, как только появятся первые росточки, пленку и стекло нужно удалить.

Пересаживать ростки нужно сразу после образования 2-х полноценных листочков. Слабые, истонченные растения удаляют.

Обратите внимание: если стебельки сильно вытягиваются, прилипают к окошку, цвет бледный, а вид вялый, значит, им не хватает солнечных лучей. Для дополнительной подпитки многие садоводы используют фитолампы (освещение должно быть не менее 6-8 часов).

Если вы решили разводить мяту дома, то сажать семена можно в любое время. Для последующей высадки на открытые места рассаду готовят в середине апреля, а уже в середине мая ростки будут крепкими, готовыми для переселения под открытое небо.

За счёт своей морозостойкости мяту можно высаживать осенью. Семена в огородную почву (без рассады) высаживают в конце апреля - начале мая. В августе или сентябре сеянцы «не примутся» и к следующей весне не проклюнутся.

Для разведения на подоконнике температура воздуха должна быть 22-25°C, зимой мята нуждается в дополнительном освещении и меньшем поливе (чтобы не загнили листья или стебель). Чтобы ростки не вытягивались из-за недостатка света, необходимо, чтобы температура уменьшилась до 17°C и убавилось количество влаги – поливать почву нужно реже, но, не пересушивая (рост замедлится, что позволит сохранить насыщенный зелёный цвет).

Берегите мяту от жгучих лучей солнца в первой половине дня, а для увеличения влажности (оптимальная 70-80%) наполните банки с водой, поставьте на подоконник. Чем ниже влажность воздуха, тем реже нужно поливать ростки.

Пересаживать домашние растения из горшочков нужно 1 раз в два года.