Представьте, что вы заказали семена или луковицы редких сортов – мало того, что их нужно долго дожидаться, так еще нет никакой гарантии в том, что семечки дадут всходы и вырастут. А если и вырастут, то, что получится, тоже неизвестно. Чтобы увидеть настоящую красоту у себя дома, а не на экране монитора, нужно отнестись к рассаде серьезно, ведь питание почвы в домашних условиях должно быть полноценным и более качественным, чем на грядке в огороде. А все потому, что земли в горшках очень мало, корням разрастись негде. Растения, растущие на болотах в Южной или Северной Каролине, привыкли к иным климатическим условиям, что вдвое усложняет задачу: возможность выращивать редкие сорта под открытым небом исключена (впрочем, выращивание дионеи в отапливаемых теплицах в зимний период, вполне возможно). Если ваша цель – вырастить плотоядное растение, нужно не только знать, как питать семя, чтобы оно проклюнулось, так же, следует заблаговременно позаботиться о будущей подкормке хищницы. Дионея находится на грани вымирания из-за массового сбора на продажу.

Особенности дионеи

Имя дано цветку в честь Венеры – греческой богини, матери Афродиты. Растение относится к семейству Росянковых, и не имеет других разновидностей.

Цветок невысок (не выше 15 см), имеет подземный, короткий стебель и миниатюрные ловушки (7 раскинутых розеток-листьев) с зубчатыми, щетинистыми волосками, которые закрывают выход, как только будет поймана первая жертва. Стоит ловушке почувствовать инородное тело на «язычке», как она захлопывается, словно маленькая устрица, и начинает переваривать пищу около десяти суток. Из-за недостатка азота в естественной почве и необходимых витаминов, в приоритете у хищной росянки – слизняки, моллюски, жуки. До появления полноценных створок-ловушек, весной образуются белые соцветия, которые должны опасть. Формирование ловушек приходится на летний период. Железы внутри алых створок источают ароматный нектар, который как магнитом притягивает насекомых на последнее пиршество. Эти же железы начинают активно вырабатывать пищеварительный сок (секрет), который начинает расщеплять моллюска или муху. Жизненный цикл ловушки – 3-5 насекомых. Переварив последнего, ловушка отваливается от корешка. Если створки закрылись, но не смогли поймать еду, или схватили камешек, через полчаса, они распахнутся снова и выплюнут ненужное.

Правильный уход за растением

Западное или восточное окно – самое благоприятное место для жизни росянки. Утром или вечером, мухоловку необходимо прогревать солнечными лучами (не менее 6 часов постоянного света). Можно использовать специальные лампы для комнатных растений. Старайтесь выбрать такое место, чтобы в середине дня прямые солнечные лучи не обжигали нежные листья, то есть, в полуденные часы на мухоловку должна падать тень. Бледно-зеленые, истончившиеся стебли и створки, бледно-розовая ловушка внутри – первый признак того, что дионея страдает от нехватки солнца.

Несколько раз в день проветривайте помещение, но избегайте холодного воздуха, особенного сквозного. Влажность в помещении должна быть высокой, не ниже 70 процентов.

Идеальное место для венериной мухоловки – террариум или аквариум (15-20 см высотой) с обязательной световой лампой, и открытым верхом. Засыпьте внутрь слой мелких камешков, затем распределите землю, удобренную верховым торфом, сфагновым мхом и кварцевым песком в соотношении 1 к 1. Также, подойдет субстрат из смеси торфа, перлита и песка (4 к 2 и к 1). Перлит – горная порода вулканического происхождения, которую лучше заранее замочить в очищенной воде. Обновление почвы проводят раз в три года. Земля с огорода не подойдет: в ней слишком большое количество минеральных веществ, которые не дадут растению прорасти.

На летний период террариум с цветком выставляют на балкон, переставлять его с места на место не нужно – необходим полный покой, без перемещений или вращений. Идеальная температура – 22-30 градусов тепла, в зимнее время – не ниже 7-10 градусов. Зимой (с конца октября до начала марта) мухоловка спит и требует меньше солнца и воды. На момент спячки, стебель и листья сохнут, становятся коричневыми.

Лучшая вода для полива – дождевая или дистиллированная. Не допускайте, чтобы почва высыхала, всегда поддерживайте влажную среду, но не переусердствуйте, иначе не избежать загнивания, образования плесневого грибка или гибели целого стебля. Чтобы не затопить растение, горшок погружают в тару с очищенной водой, если дионея высаживалась в горшок. То, что ей причитается, она возьмет самостоятельно.

Посадка семени, пересадка магазинного растения

Если вы заказали семена венериной мухоловки, готовьтесь к тому, что проклевываться они могут очень долго – несколько лет, если добыты у молодой росянки. Если у вас уже есть зрелое растение, лучше подождать пару лет и только потом собрать черные семена для новой рассады.

Чтобы хоть как-то ускорить процесс, приготовьте горшочки: главной составляющей внутри должен быть сфагновый мох. Для образования мини-парника оберните горшочки пищевой пленкой или пакетом. Только так можно добиться правильной температуры. Семена перед высадкой в лунки замачивают в специальном растворе «Топаз» (не больше 3 капель в воду), и не закапывают в горшке – лишь слегка припорашивают удобрениями. Затем орошают семя водой (при помощи пульверизатора), ставят рассаду греться на солнце (23-28 °C). Поддерживать влажной землю, нужно постоянно. Спустя 20-35 суток должны появиться первые росточки. После их появления, через пару месяцев, приготовьте новую, более глубокую, постоянную емкость, желательно стеклянную с дренажными отверстиями для защиты от излишней влаги.

Если вы приобрели готовую, проросшую луковицу или взрослый цветок, высаживать его нужно сразу в подготовленный аквариум. Аккуратно поместите корешки луковицы в рыхлую почву так, чтобы верхушка была на поверхности. То же относится к семени с проросшим ростком: росточек должен быть на виду.

Зрелую дионею нужно аккуратно вытащить из горшка вместе с комьями почвы, затем промыть их, стараясь не повредить корешки, и посадить, не утрамбовывая землю.

Достигнув взросления, венерина мухоловка не требует дополнительных удобрений, трогать ее пальцами, вынуждая ловушки захлопнуться, не стоит. Растение не прожорливо, и съедает 1-2 насекомых за все лето, которых ловит и убивает самостоятельно, при этом в ловле задействованы не все створки. На период спячки мухоловка не нуждается в пище. Следите за тем, чтобы паук или муха не были слишком крупного размера – свешиваясь с края, тельце насекомого может спровоцировать гниение щетинистых ворсинок.