Совет 1: Можно ли работать психологом без профильного образования

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врожденная чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? И вообще, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.
Можно ли работать психологом без профильного образования

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог-консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог-психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом-психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, рассказывает Мария Бородина, ректор «Института профессионального образования».

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по-разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог-психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов-воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам-психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам-психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И все это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.

Совет 2 : Как устроиться психологом

Психолог - не самая популярная профессия в России, хотя с каждым годом растет количество людей, обращающихся к психологам. Начинающему психологу нужно сначала определиться с областью будущем работы: это может быть работа с детьми, коррекционная психология, HR-менеджмент и другие. Исходя из своих желаний необходимо составить резюме и разослать его потенциальным работодателям. Тем, кто уверен в своих силах, имеет смысл открыть частную практику.
Как устроиться психологом
Инструкция
1
Психологов можно поделить на две большие группы: социальные психологи (те, что занимаются консультативной работой, работой с детьми, стариками, хронически больными и т.д.) и коммерческие психологи (бизнес-тренеры, HR-менеджеры). Сразу можно сказать, что вторая группа может претендовать на большую зарплату, однако без опыта работы достаточно трудно устроиться и тем, и тем.
2
Социальных психологов без опыта работы могут взять в государственное учреждение (детский сад, школа, больница) или в социальный центр. Основные минусы первого варианта - маленькие зарплаты и большое количество бумажной волокиты. В социальных центрах 9которые бывают как государственными, так и частными) начинающему психологу будет лучше: здесь больше различных клиентов, возможны бесплатные тренинги и курсы повышения квалификации.
3
Закончивших факультет психологии охотно берут компании и кадровые агентства на позицию "рекрутер" или "HR-менеджер". Как правило, без опыта работы можно попасть только на начальный уровень. Консультирования здесь не потребуется - на начальном уровне молодые психологи занимаются отбором резюме и проведением телефонных собеседований. Такая работы, без сомнения, может показаться чрезмерно рутинной, но зато зарплаты в этой области выше средних.
4
При наличии дополнительного образования в сфере менеджмента начинающий психолог может устроиться тренером в тренинг-центр. Иногда это удается и без дополнительного образования - в зависимости от проводимых центром тренингов. Есть тренинг-центры, специализирующиеся на корпоративных тренингах (тренинги по лидерству тайм-менеджементу и т.д.). Некоторые тренинг-центры проводят тренинги личностного роста. Их специалистам достаточно и психологического образования.
5
Если вы уверены в своих силах, то почему бы вам не открыть собственную практику? Принимать и консультировать клиентов можно на дому, а искать их - через интернет. Такой бизнес, конечно, не сразу "пойдет в гору", возможно, пройдет несколько лет, прежде чем клиентов у вас станет много. Однако для тех, кто видит себя психоаналитиком, психологом-консультантом, это хороший выбор. Здесь вы сами себе хозяин и не зависите от работодателя.
Видео по теме

Совет 3 : Куда устроиться психологу

Вузы страны ежегодно выпускают тысячи специалистов с дипломами психологов. Это научное направление стало популярным около 20 лет назад, но российская специфика такова, что население по-прежнему не очень охотно обращается к этим специалистам. При трудоустройстве рассчитывать им приходится в основном на частные предприятия, образовательные и социальные учреждения.
Куда устроиться психологу

Психологу без опыта устроиться на высокооплачиваемую работу достаточно сложно, почти невозможно. Но сейчас во многих детских садах и школах и гимназиях, в том числе и частных, имеются ставки психолога. Обратитесь в эти учреждения, хотя рассчитывать на большие деньги здесь не приходится. Но вы будете приобретать опыт, и все будет зависеть от вашей активности. Зарекомендуйте себя среди детей, родителей и учителей, найдите с ними контакт – от этого зависит количество консультаций. Постепенно вы можете начать семейное консультирование и подумать о частной практике.

Напишите резюме и направьте его в консультационные психологические центры вашего города. Даже если вас не возьмут на работу, могут подсказать, что вам для этого не хватает: каких навыков, образования, а также могут подсказать, где вы их можете получить. В этом плане перспективными являются новые медицинские центры. Попробуйте обратиться туда.

Тем, кто решил открыть собственную практику, стоит привлечь клиентуру дополнительными услугами. Используйте интерес к мистике, который проявляют люди: добавьте к психологии астрологию, карты торо, руны. Это позволит не только расширить круг потенциальных клиентов, но и повысить плату за консультации.

Одним из перспективных направлений, где может потребоваться ваше знание психологии, становится спорт, сделайте его своей специализацией. Спортивный психолог – редкая в стране профессия, поэтому можно будет найти работу не только в ДЮСШ, но и в профессиональных спортивных командах. Но нужно быть не только специалистом в области практической психологии, но и знать основы анатомии, физического воспитания.

Здесь вам пригодится умение анализировать большое количество разноплановой информации. Как спортивный психолог вы сможете работать не только со спортсменами. Вашими клиентами станет тренерский состав, родители юных спортсменов. Специализацию вы можете пройти только в одном столичном вузе — РГУФК.

Совет 4 : Куда пойти работать психологом

Работа в качестве психолога в последнее время привлекает достаточно большое число людей. Специалисты в области человеческих отношений востребованы во многих сферах деятельности. Растет число центров психологической поддержки, появляются вакансии психологов в школах и дошкольных учреждениях. Немалую помощь психологи могут оказать на предприятиях и в других организациях, где требуется построить грамотную работу с персоналом.
Куда пойти работать психологом
Вам понадобится
  • - диплом об образовании в области психологии;
  • - свидетельство о профессиональной переподготовке.
Инструкция
1
Оцените уровень и качество своей профессиональной подготовки. Как правило, специалистов в области психологии готовят по конкретным направлениям. Это могут быть социальная, медицинская или юридическая психология, конфликтология, психологическая коррекция личности, преподавательская деятельность и многие другие специализации. Чтобы добиться максимального успеха в профессии, необходимо выбрать ту сферу деятельности, которая в наибольшей степени соответствует вашей подготовке.
2
Обратитесь в территориальную службу занятости населения по месту вашего жительства. На бирже труда вы сможете получить исчерпывающую информацию о вакансиях, отвечающих вашим требованиям. К сожалению, не все вакансии могут гарантировать достойную заработную плату. Но в качестве отправного пункта работа в государственном или другом бюджетном учреждении в должности психолога может быть хорошим решением. Набравшись опыта, вы сможете претендовать на более интересную, творческую и высокооплачиваемую работу.
3
Предложите свои услуги в качестве психолога, обратившись в местное управление образования. Работа в общеобразовательной школе или детском саду может стать отличным способом трудоустроиться, если вы не обладаете достаточным опытом. Практически в каждом учебном заведении есть должность психолога-педагога. Со временем вы сможете попробовать свои силы и в частном учебном заведении, где требования к квалификации достаточно высоки.
4
Если вы имеете специализацию в области медицинской психологии, попробуйте обратиться в районную поликлинику или специализированный медицинский центр. Психологи занимают особое место в системе здравоохранения, оказывая помощь тем, кто имеет значительные проблемы со здоровьем. Работа здесь часто связана с коррекцией поведения, реабилитацией пациентов после травм и заболеваний. Медицинский психолог должен обладать развитой эмпатией и быть устойчивым к воздействию стресса.
5
Используйте свои знания и навыки для работы в качестве менеджера по работе с персоналом. Формируя кадровую службу, руководители многих предприятий отдают предпочтение именно психологам. Функциональные обязанности психолога-кадровика включают в себя работу по отбору персонала, его обучению и расстановке. Психолог на предприятии может проводить корпоративные тренинги, мероприятия по сплочению коллектива, а также вести консультирование сотрудников по самым разным вопросам. Работа с персоналом открывает самые широкие возможности для творчества.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500