Для начинающих хозяек процесс изготовления теста кажется чем-то фантастическим: то дрожжи не пенятся, то опара не поднимается, а если поднимается, то тесто липнет к рукам и напоминает жевательную резинку. Хуже этого только результат: вместо румяных, тающих во рту пирожков, плюшек или булочек, на противне лежат плоские лепешки, да еще и не сладкие. После таких безрадостных экспериментов, можно отбить охоту готовить – зачем переводить продукты, если всё что нужно, можно купить в магазине? Ответ прост: тесто, приготовленное своими руками, получается гораздо вкуснее, выпечки выходит много, при этом экономятся деньги, ведь для того чтобы наесться магазинными сдобами, придется оставить на прилавке немаленькую сумму. Не жалейте своего времени - если поставить тесто не получилось с первого раза, обязательно получится со второго.

Секреты вкусной дрожжевой сдобы

Существует опарный и безопарный способ приготовления. Для опарного, сначала подогревают молоко (ни в коем случае не кипятить), в котором смешивают часть муки, сахара, соли и дрожжей. Когда смесь поднимется, добавляют оставшуюся половину ингредиентов и вновь выжидают время. Безопарный способ проще: в кастрюле смешивают все сразу и ждут, когда тесто набухнет. Лучше использовать опарный метод, так вы будете точно уверены, что тесто дошло до нужной кондиции, а булочки, особенно если в них замешать масло, яйца, молоко или кефир, получаются гораздо вкуснее и пушистее.

Для простых пирогов – кулебяк, курников, капустников, пиццы, оладий или пончиков, идеально подходит безопарный способ. 

Рецепт №1, безопарный способ:

Налейте в кастрюлю стакан молока (можно использовать воду), подогрейте до 40 градусов, затем добавьте в жидкость пакетик сухих дрожжей, размешайте до растворения: следите, чтобы в жидкости не образовалось комочков.

1 куриное яйцо взбейте с 2 ст.л. сахара и 1 ложкой соли, добавьте к молоку, затем пропустите 600 г муки через мелкое сито (просеянная мука даст больше пышности изделиям), смешайте с массой.

Тщательно вымесите тесто, добавьте в него 1 ст.л. растопленного масла и продолжайте замешивать. Добавляйте муку частями до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к ладоням. Не бойтесь активно работать руками, вымешивать тесто можно прямо в кастрюле, чтобы не испачкать стол. Минут через 20 накройте кастрюлю полотенцем, уберите в теплое место на два часа. За это время дрожжевая масса поднимется в объеме в два раза: еще раз помните ее руками и дайте постоять 20-30 минут. После того как выложите булочки на противень, желательно выждать 15 минут (как раз, пока разогревается духовка), ваша сдоба должна увеличиться в объеме еще немного.

Рецепт № 2 опарный способ:

Растворите в подогретой воде или молоке (250 мл) пакетик дрожжей, столовую ложку соли, 2 ложки сахара. Добавьте столько муки, чтобы получилась вязкая, похожая на сметану масса. Размешивать лучше венчиком, чтобы разбить комочки. Опару уносим в теплое место на 2 часа.

Готовность определить просто: опара увеличится в объеме и покроется крупными дрожжевыми пузырьками. За это время взбиваем 4 куриных яйца с 2 ст.л. сахара, растапливаем 100 г маргарина или берем 2 ст.л. подсолнечного масла. Яйца и масло (маргарин должен остыть) тонкой струйкой вливаем в поднявшуюся опару, засыпаем просеянную муку 500 г и интенсивно замешиваем тесто. Затем вновь убираем на 2 часа настаиваться. Когда время истечет, можно приступать к формированию булочек.

Печь ватрушки нужно при температуре 170-180 градусов, 10-40 минут. Время зависит от особенностей духового шкафа. Поставьте на днище духовки противень с водой, тогда ваши изделия не пригорят и хорошо снимутся с листа. За 5 минут до готовности смажьте булочки маслом для создания румяной, золотистой корочки.