Осенний и зимний период знаменит своей непредсказуемостью: казалось бы, еще по-летнему греет солнце, а холодный ветер уже пробирает до самых костей. Стоит провести несколько минут на улице без теплой кофты или шапки, как из носа течет, а голову стискивает болезненным обручем. Но если мигрень можно заглушить с помощью таблеток, то саднящее горло не дает покоя, ни днем, ни ночью: один приступ кашля ведет за собой бесконечную череду бессонных ночей: пищевод горит, будто натертый наждачной бумагой и, кажется, мучениям не будет конца. Первое, что следует сделать – обратиться к специалисту, который поставит правильный диагноз и пропишет необходимые лекарства.

Чаще всего воспаленное горло признак ангины или фарингита. Заниматься самолечением крайне нежелательно, ведь ангина требует индивидуального лечения и бывает катаральной, фолликулярной или лакунарной. То же самое относится к фарингиту или ларингиту (воспаление гортани) – симптомы довольно схожи, но заболевания не имеют между собой никакой связи. Единственное сходство - скапливание слизи и гноя на стенках слизистых оболочек.

Первая помощь при боли в горле

Лечить горло таблетками при появлении первых симптомов удается далеко не сразу: еще несколько часов назад вы были бодры и здоровы, и вдруг к вечеру слегли в постель от слабости. Именно в первые часы болезни, до поднятия температуры, следует принять меры, чтобы потом было легче бороться с заболеванием. Самый лучший и быстрый способ подняться на ноги – полоскание. До похода к врачу можно облегчить зуд и убрать першение с помощью травных настоев, но полностью вылечить болезнь одним полосканием не удастся, так как народные методы служат лишь в качестве вспомогательных целей.

Как проводят горловое полоскание:

  • Наберите в рот лечебный раствор, запрокиньте голову, вытащите язык. Таким образом, проход к пищеводу перекроется, и жидкость не проникнет внутрь;
  •  Набирайте раствор в рот, предварительно набрав полную грудь воздуха и задержав дыхание. Если вам не будет хватать дыхания, вы не сможете прополоскать горло;
  • Чтобы раствор «бурлил», помогайте себе голосом: тяните букву «и» или «ы»;
  • Раствор не должен быть холодным или слишком горячим;
  • Минимальное время полоскания – 30 секунд. Лучше сделать 4-5 попыток за раз;
  • Не глотайте настой, с жидкостью можно заглотить частички слизи или гноя.
  • При правильном выполнении, воспаление спадет еще до консультации специалиста.

При полоскании вы очищаете стенки слизистой и снижаете отек гортани. Главное правило успешного выздоровления – проводить процедуру не меньше шести раз в сутки за тридцать минут до еды.

В каких случаях горловые полоскания противопоказаны: в период, когда женщина вынашивает ребенка, малышам до трех лет (они не умеют самостоятельно проводить полоскание, и проглатывают жидкость), болезни ЖКТ, открытые язвы на слизистой. Горло, беременность, связанная с воспалительными процессами ротовой полости, всегда грозит нанести вред плоду в утробе – какой бы лечебный не был настой, попадая внутрь, он заносит новую бактериальную инфекцию.

Рецепты

Возьмите 1 ч.л. пищевой соды, растворите в теплой воде (250 мл), добавьте 2-3 капли йодистого раствора. После процедуры не кушайте полчаса. Йод может вызвать аллергию, не забудьте проверить реакцию, капнув пару капель на локтевой сгиб.

Заварите сразу несколько пакетиков черного или зелёного чая. Должен получиться крепкий, горький напиток. Добавьте чайную ложку соли, перемешайте, используйте по назначению.

В стакане воды разводят марганцовку до бледно-розового оттенка. Марганец должен полностью раствориться. Через 30 минут после обработки, промокните ватный тампон в растительном масле и смажьте воспаленные участки.

Можно полоскать горло перекисью водорода, мирамистином (1 колпачок) или хлоргексидином. Перед тем как использовать 3% перекись, ее нужно разбавить (1 ст.л. перекиси на 100 мл кипяченой воды).

Сушеные или свежие листики ромашки, эвкалипт и календула смешивается в равных частях. Две чайных ложки запаривают стаканом кипятка, дают настояться около 40 минут. Процеженным отваром полощут больное горло.

Приобретите в аптеке прополисную настойку. Размешайте столовую ложку в 250 мл воды, прополощите ротовую полость.

Прокипятите 60 г сухих черничных ягод (250 мл воды) в течение 20 минут. Ягодная вода за короткий срок снимает воспаление и отек миндалин и гланд.

50 г свежей натертой свеклы с чайной ложкой яблочного уксуса успокоят першение и боль.

Десять капель масла базилика на стакан теплой воды снимут воспаление и отечность.