Как направление street retailнасчитывает не одно столетие: еще в средневековье мелкие лавочники работали именно по такому принципу. Позже этот формат торговли (иначе его называют «формат первых этажей») уступил позиции более крупным формам – универсамам и домам быта советского образца.

Однако street retail имеет весомое преимущество перед другими форматами торговли –максимальная близость к покупателю, ориентирование на его интересы и запросы.

Тверская ул. д.4 (м. Охотный ряд). Объект Realty4Sale

Возрождение стрит ритейла в Москве началось вместе со стартом перестройки и возвращением в Россию свободного рынка. Магазины на первых этажах жилых домов стали возникать как на центральных, самых дорогих улицах Москвы, так и в спальных районах.

Эти две категории с самого своего возникновения и до наших дней имеют принципиальное различие: они ориентированы на разные целевые аудитории.

Магазины «у дома» и предприятия услуг в спальных районах предназначены для жителей конкретного микрорайона, часто работают в эконом-сегменте и предлагают товары повседневного спроса.

Магазины в центре в большей степени ориентированы на туристов и клиентов с высокой платежной способностью.

На волнах экономической ситуации: от спада к подъему

Развитие Street Retail в основных торговых коридорах центра Москвы имеет волнообразный характер: на нем отражаются все кризисные явления в экономике государства.

В 2008 – 2009 годах явно наметился спад интереса ритейлеров к дорогим помещениям: они начали поиск путей сокращения издержек, и это вылилось в закрытие торговых объектов, имевших низкую рентабельность. До этого периода многие предприниматели арендовали площади на улицах, имеющих высокую престижность (таких как Старый Арбат, Кузнецкий мост, Тверская и пр.), в качестве «визитной карточки» или «витрины» своего бизнеса. Когда же на передний план выдвинулась экономическая оправданность активов, от площадей на центральных улицах стали отказываться даже крупные игроки рынка ритейла. Арендные ставки выросли настолько, что магазины не могли показывать прибыль, несмотря на активные пешеходные потоки и отличную транспортную и автомобильную доступность. Приведем примеры: только за один год с Тверской ушла компания «Евросеть», с Кузнецкого моста – ритейлер Arts Group (было закрыто сразу несколько магазинов одежды известных европейских марок), сеть Diesel отказалась от трех торговых объектов (на Ленинском проспекте, Петровке и Тверской).

С 2010 года ситуация начала выправляться. С февраля активно открываются рестораны, продуктовые дискаунтеры, возвращаются ушедшие годом ранее представители престижных брендов. Количество вакантных площадей на традиционно популярных улицах в центре Москвы (Кузнецкий Мост, Арбат, 1-я Тверская-Ямская, Тверская, Петровка) сокращается, хотя ставки аренды растут.

Следующая волна кризиса накрыла страну в 2014 году: следствием обострения политической обстановки стали негативные тенденции в экономике. Падение платежеспособности населения напрямую отразилось на доходах ритейлеров. Ставка аренды в Street Retail снизилась в среднем на 25%, в результате чего Москва опустилась на одну позицию в рейтинге городов Европы по данному показателю (в 2007 и 2012 годах она входила в тройку лидеров с максимальными ставками).

Однако рост спроса на коммерческую недвижимость вновь наметился уже в начале 2015 года. На рынок стрит ритейла вышли новые игроки, составившие около 30% от объема спроса в целом. Наибольшую активность демонстрировал общепит, потеснивший на второе место продуктовый ритейл. Доля свободных площадей в популярных торговых локациях Москвы составила 9%.

Меньше помещения, шире предложение

Сегодня на развитие стрит ритейла в центре Москвы существенное влияние оказывают два фактора: обычное стремление к экономии и, как ни странно, программа реконструкции улиц, осуществляющаяся уже несколько лет. В текущем году работы будут проведены (и уже завершены на некоторых объектах) более чем на пяти десятках улиц, в том числе и находящихся внутри Садового кольца.

Как реализация программы сказывается на состоянии Street Retail? Здесь отмечаются как минусы, так и плюсы.

Минусы:

  • есть случаи, когда планировка городских территорий нарушает целостность торговых объектов;
  • в период активно ведущихся работ по реконструкции улиц сокращается пешеходный и автомобильные потоки, что приводит к потере привлекательности помещений для арендаторов.

Плюсы:

  • завершение реконструкции московских улиц сделает их более привлекательными для туристов и местных жителей (ожидаемый рост пешеходного трафика – до 20%), что внесет оживление в торговлю;
  • в связи с повышением спроса расширится ассортимент предлагаемых товаров и услуг;
  • будут более востребованы традиционные и нетрадиционные кафе и бары широкого ценового диапазона;
  • формирование зон торговли единой направленности (пример – Патриаршие пруды, как территория с многочисленными ресторанами и кафе);
  • развитие рекреационного направления, что сделает востребованными заведения соответствующего профиля.

Негативный фактор, имеющий существенное влияние на street retail, – расширение зон, свободных от парковки. Улицы, где запрещена парковка (например, Ленинградский и Кутузовский проспекты), сильно теряют в коммерческой привлекательности: арендаторы уходят из этих локаций, несмотря на снижение ставок. Кроме того, развитию стрит ритейла препятствует развитие формата ярмарок. Они или оттягивают покупателей, или мешают посетителям дорогих бутиков. В частности, эта проблема наблюдается на Кузнецком Мосту.

В целом программа реконструкции имеет позитивное воздействие на развитие стрит ритейла – спрос вырос. Так, после проведения двух этапов работ вакантность помещений на улице Мясницкой сократилась на 7% и достигла показателя в 2%, на Тверской – снизилась до 10%. В целом по центру объем предложения за июнь 2017 года снизился на 5%.

Тенденция последнего времени – бизнес переориентируется под небольшие площади. Это вызвано еще и трендом на экономию, наблюдающимся как у покупателей, так и у предпринимателей. Данная тенденция вызвала к жизни новые торговые форматы (еда на вынос, специализированные магазины продуктов и др.). На небольшие помещения начали обращать внимание крупные торговые сети. Активно развивается несетевой общепит нетрадиционных форматов (пельменные, чебуречные и др.).