Несмотря на то, что дети остаются все в той же школе, они прощаются со своим классным руководителем, со своим кабинетом и привычной средой обучения. Теперь их ждет немного другая система получения знаний.

  1. Многообразие предметов. Новые науки (биология, география, история, обществознание и другие) обычно привлекают учеников, для них это как шаг в новый мир. Но обилие предметов подразумевает и увеличение школьной нагрузки - больше уроков, больше домашнего задания. Родители часто перестают помогать делать домашнюю работу, руководствуясь мнением, что теперь то, ты уже большой, сам справишься. Но вот как раз в пятом классе от родителей требуется умение направлять ребенка и их помощь в организации времени отведенного на домашнее задание.
  2. Кабинетная система. Еще одно новшество для пятиклассника. Если до этого почти все уроки он проводил в одном родном для него кабинете, то теперь под каждый предмет или группы предметов отведен свой отдельный кабинет. Отыскать его, прийти перед уроком должен сам учащийся. Тут на помощь, обычно, приходят новые классные руководители, которые на первом классном часу проводят экскурсию по старшей школе и показывают, где расположены кабинеты.
  3. У каждого нового учителя свои требования. Пятиклассникам придется запомнить не только имя отчество новых учителей, но и приспособится к их требованиям. Привыкшие к определенному порядку и дисциплине в начальной школе, для учеников становится трудностью, что урок идет не по привычному плану. Кто-то из учителей записывает домашнее задание в начале урока, кто-то в конце, где-то надо отступать определенное количество клеточек и по правилам вести тетрадь, где-то учитель этого требовать не будет, какие-то учителя допускают ответы с места, для других обязательно, чтобы ученик вставал при ответе и многое другое. Кажется, что это мелочи, но именно в них и заключается причина "стресса" для пятиклассников.
  4. Частично новый учебный коллектив.Чаще всего классы после окончания начальной школы перетасовывают (отбирают по направлению учебной деятельности, в разных классах, может быть углубленное изучение отдельных предметов). А это значит, что придется устанавливать новые связи, возможно, даже искать новых друзей. Это непросто, какое-то время дети чувствуют себя "не в своей тарелке" и ищут свое место в новом классе.
  5. Повышается уровень ответсвенности и самостоятельности. Теперь ученик должен сам следить за своим расписанием и за изменениями в нем, уметь самостоятельно добраться в столовую, самостоятельно заполнять дневник и следить за своей успеваемостью. Появляются и новые обязанности в классе и в школе, например, дежурство.
  6. Повышается общий темп работы. Быстро записывать и конспектировать, бегло читать, уметь быстро найти нужную информацию. На определенное задание может отводится время, надо постараться в него уложится.

Все эти трудности со временем пройдут, а быстрее с ними справиться помогут классные руководители и родители.