Переживания мам и пап за жизнь своих детей усиливаются в том случае, если уже был опыт серьезных травм. Конечно, далеко не все ломают себе кости или получают сотрясение мозга в детстве. Но нет абсолютно ни одного человека, который при освоении нового навыка не сдирал бы колени или не получал бы синяки. Но родители забывают об этом или хотят уберечь своих малышей от всего.

Из гиперопеки вытекают достаточно серьезные последствия для психического развития и для физического здоровья ребенка. Он привыкает думать о себе, как слабом и немощном. Малыш будет ждать, пока его снимут с лесенки или окажут помощь. А если взрослых нет рядом - слетит оттуда кубарем. В психологии подобное явление имеет свое название – синдром выученной беспомощности. Человек обучается быть слабым и несамостоятельным. Легко представить, как тяжело человеку во взрослой жизни с подобным синдромом.

Любопытство людей - сильнейший двигатель их развития. Рано или поздно чадо все равно сядет на велосипед или залезет туда, куда запрещено. Запретный плод, как известно, сладок. При этом в мозгу ребенка четко закреплена формула, что он несамостоятельный, неумелый и не имеет шанса чему-то научиться. В результате обучения не ждите. Подобные попытки чаще всего будут заканчиваться именно травмами, то есть именно тем, чего и боялись взрослые.

Для начала важно осознать факт, что я как родитель торможу развитие собственного ребенка, останавливая его в новых действиях. Всему учатся постепенно. Никто (за исключением сильно одаренных людей) не научается всему и сразу.  Свой страх за здоровье малыша лучше перефразировать в разрешение с ограничением: на шведскую стенку залезать можно, но не выше второй ступеньки; садится на велосипед лучше в момент, но пока его придерживают и т.д.

Зону самостоятельности при этом необходимо постепенно увеличивать: сам залез на лесенку, сам слезай, например. Важно позволять крохе «набить собственные синяки и шишки» в допустимых безопасных условиях. Пусть он лучше поцарапается и поймет, как правильно выполнять движения, чем расшибется потом.

Каждому родителю приходится мириться с тем, что ребенок постепенно отдаляется. Дистанция между ним и мамой неизменно увеличивается. Грудничку взрослый жизненно необходим каждую минуту, а вот подростку уже лишь иногда вечерами. Для того чтобы ребенок рос здоровым и любознательным, нужно помогать ему обретать самостоятельность постепенно и в нужный момент.