Совет 1: Какое питание нужно при диабете: поддерживаем нормальный уровень сахара

Существует официальная и общепринятая система лечебного питания, разработанная для диабетиков советским ученым-врачом М.И.Певзнером, называемая Диета № 9 (или стол № 9). При этом каждый больной сахарным диабетом получает индивидуальные рекомендации лечащего врача-эндокринолога. Они могут не совпадать с мнением Певзнера, а назначенная диета может несколько отличаться от классического ее варианта.

Кому назначают диету № 9 Диета номер 9 (или стол номер девять) показана людям, у которых выявлен сахарный диабет второго типа и которые не нуждаются в инсулиновых инъекциях либо инсулин вводится в минимальных дозировках. 

На какой период назначают соблюдение диеты №9 Диета номер девять рекомендуется при выявлении сахарного диабета на период, который необходим для того, чтобы определить влияние тех или иных продуктов питания на изменения показателей уровня сахара в крови пациента. Дело в том, что существует ряд продуктов, имеющих высокий гликемический индекс. К таким продуктам относят сахар и все продовольственные изделия, произведенные с использованием сахара, также продукты с высоким содержанием крахмала, углеводов, алкогольная продукция и так далее. Кроме того, существует ряд продуктов питания, имеющих низкий гликемический индекс.  Список всех этих продуктов и есть диета № 9. Выработанная на основе диеты № 9 по Певзнеру система питания является гибкой, выстраивается индивидуально для каждого больного диабетом 2 типа.  Список продуктов можно назвать весьма условным, так как сахарный диабет - бользнь коварная и реакция на введение того или иного продукта индивидуальна. Поэтому врач-эндокринолог назначает определенный период, в течение которого человек формирует на основании диеты №9 свой личный список продуктов, разрешенных для употребления при инсулинонезависимом сахарном диабете 2 типа. 

Какие продукты исключаются из рациона диетой № 9 В первую очередь из рациона необходимо исключить:

 сахар и сахаросодержащие продукты питания:

  • соусы,
  • кондитерские изделия,
  • сдобу,
  • газированные напитки,
  • пакетированные соки и т.д.

Также из рациона должны быть исключены:

  • картофель,
  • изделия из пшеничной муки высшего сорта,
  • рис,
  • манная крупа,
  • некоторые овощи с повышенным содержанием крахмала и сахаров. 

Под запретом также:

  • сладкие фрукты,
  • цитрусовые,
  • обезжиренные молочные продукты,
  • алкоголь,
  • сгущенное молоко,
  • полуфабрикаты,
  • любые сладкие сиропы и сахароззаменители, кроме стевии,
  • сливки,
  • соленые сыры и соленое сливочное масло,
  • жирные сорта мяса, птицы и рыбы.

Стоит избегать:

  • маринадов,
  • солений,
  • копченостей,
  • консервированных продуктов и большого количества обжаренной пищи, так как эти продукты перегружают почки, что очень опасно при сахарном диабете. Также продукты, прошедшие указанную обработку, провоцируют развитие отеков и гипертонической болезни. 

Этот перечень продуктов постепенно расширяется, запрещенные продукты, которые не вызывают резких скачков сахара, переходят в список допустимых или разрешенных, а те, то разрешены, могут оказаться в "черном списке". 

Какие продукты разрешены при соблюдении диеты №9

  • зеленые овощи и любая капуста, кроме белокочанной,
  • любая зелень,
  • морские водоросли,
  • авокадо,
  • свежие томаты,
  • грибы,
  • свежие огурцы,
  • авокадо,
  • гречневая крупа (полезны как гречневая каша, так и проростки зеленой гречки),
  • из бобовых некоторые сорта фасоли, маш (особенно полезны проростки), чечевица, соя,
  • несоленое сливочное масло,
  • топленое масло,
  • растительные масла,
  • мясо нежирных сортов (говядина,  телятина, баранина, свинина, кролик),
  • из птицы разрешены курица, индейка, перепела,
  • рыба нежирных сортов, ограниченно - слабосоленая рыбная  икра. 

Список разрешенных продуктов очень мал, на первый взгляд, но нужно здесь учитывать, что каждый продукт необходимо тестировать, то есть, измерять уровень сахара крови натощак и через два часа после приема пищи.  Таким образом спустя некоторое время сформируется индивидуальный список, составляющий диету при диабете 2 типа. Постепенно можно будет позволить себе немного сладостей на стевии или на фруктозе. Следует избегать синтетических сахарозаменителей. Иногда врач-эндокринолог рекомендует постоянно иметь при себе немного сладкой еды, которая способна быстро поднять уровень сахара, например, обычный сахар-рафинад. Если уровень глюкозы понижен, то можно выпить чашку чая, положив в него ложку обычного сахара. 

Как организовать режим питания при сахарном диабете Питание должно быть дробным, порции очень маленькие. Дневной рацион разделить на 6-7 приемов пищи. Нельзя допускать голодания, так как это опасно резким снижением уровня сахара крови, что чревато развитием гипогликемической комы. Переедание также вредно, как и голод.  Самое главное - следить, чтобы не было переедания и голодания, так как эти два состояния в равной степени провоцируют резкие колебания уровня сахара крови. 

Диабет - не приговор, с этим диагнозом можно жить полноценной жизнью, любить, рожать детей, работать, мечтать, нужно лишь более тщательно следить за своим питанием, не забывать контролировать уровень сахара в крови, занимать свое тело минимальными физическими нагрузками. Любые изменения диеты, увеличение или снижение физической нагрузки должны обязательно согласовываться с лечащим врачом-эндокринологом. 

Совет 2: Лечебное питание при сахарном диабете

Сахарный диабет – заболевание эндокринной системы, которое развивается в результате недостаточности гормона инсулина. Большую роль при лечении данной болезни играет специальное сбалансированное питание, позволяющее контролировать в крови уровень сахара и насыщать организм энергией.

Лечебное питание при сахарном диабете 1 типа

Больным диабетом 1 типа назначается низкокалорийная диета, предупреждающая осложнения данного заболевания. Меню разрабатывается вместе с лечащим врачом, так как особенности его зависят от возраста больного, энергетических затрат, дозировки вводимого инсулина, веса диабетика и других факторов. Тем не менее существуют основные принципы питания при инсулинозависимом типе диабета.

При сахарном диабете очень важен режим питания, который включает потребление пищи 4-5 раз в день. Причем пропускать приемы ни в коем случае нельзя. При таком питании завтрак должен составлять 30% от энергетической ценности суточного рациона, обед – около 40%, полдник – 10%, а ужин - 20%.

Больной должен исключить из своего рациона любые продукты, содержащие простые углеводы, например сахар. Под запретом находятся все фруктовые соки, бананы, виноград и изюм, манная крупа, рис, мороженое, варенье, конфеты, кулинарные и мясные жиры, куриные яйца, изделия из сдобного теста. Нежелательно употреблять любые другие сладкие фрукты, картофель и топинамбур, крепкие мясные бульоны, сливочное масло и другие жирные молочные продукты.

Рекомендованы к употреблению гречка, овсяная, перловая, пшеничная и ячневая крупы. Больным сахарным диабетом также обязательно стоит включать в рацион пшеничный, ржаной или отрубной хлеб, овощные супы, нежирные сорта птицы, мяса и рыбы. Можно есть несладкие фрукты: гранаты, вишню, черешню, смородину, кислые яблоки и другие.
Чтобы избежать ночной гликемии, ни в коем случае нельзя есть фрукты перед сном.

Без ограничения можно есть грибы, а также различные овощи, кроме картошки, обогащающие организм необходимой клетчаткой. Из овощей особенно полезны кабачки, тыква, редька, сладкий перец, щавель, капуста и все виды салатов.

Как питаться при сахарном диабете 2 типа

Диабетикам 2 типа назначается субкалорийная диета, на которой они должны терять около 350 г массы тела за неделю. Соблюдая эту диету, нужно обязательно пользоваться таблицей подсчета хлебных единиц, дополнительно принимать необходимые витамины, а в качестве заменителя сахара использовать сорбит или ксилит.
Помните, что начинать лечение и садиться на диету нужно только после консультации с врачом.

Субкалорийная диета во многом схожа с низкокалорийной. Она также запрещает легкоусвояемые углеводы, сладости, жиры и крепкие бульоны. При ее соблюдении рекомендуется увеличить потребление свежих и мороженых овощей, богатых клетчаткой, а также продуктов, содержащих большое количество пищевых волокон. Белок необходимо получать исключительно из телятины, нежирной птицы или нежирной рыбы.

Совет 3: Лечебная диета при сахарном диабете

Сахарный диабет – заболевание эндокринной системы организма, при котором нарушается обмен веществ. Особенно это касается жирового и углеводного обмена. Контролировать и управлять процессом потребления необходимых организму продуктов, стабилизируя тем самым уровень глюкозы в крови – именно эту цель ставит перед собой лечебная диета для диабетиков.

Особенности лечебного питания для диабетиков

Лечебное питание, вне зависимости от типа диабета, должно проводиться постоянно. Больной получает полноценную диету, которая обеспечивает организм необходимой энергией согласно его физическим затратам, особенностям организма и специфике обмена веществ.

При любом типе диабета необходимо ограничивать потребление углеводов и жиров, поэтому дополнительное введение белков в рацион должно компенсировать их поступление. Но и избыток белков тоже нежелателен. При составлении лечебной диеты важно правильно сбалансировать получение одних и других.

К сожалению, этим коварным заболеванием страдают не только взрослые, но и дети. Молодой растущий организм нуждается в белках, которые являются главной строительной составляющей для образования тканей. Белки задействованы и в образовании гормонов и ферментов, участвуют в создании иммунной системы. Чем моложе больной, тем больше в его рационе должно присутствовать животных белков.

Продукты питания для диабетиков

При диабете можно восполнить количество белков нежирными сортами мяса или рыбы за счет творога, яиц, молока, нежирных сортов сыра и ацидофилина. Эти продукты содержат липотропы, которые помогают расщеплять жир из печени. За счет этого можно оградить больного от ожирения данного органа.

Сахарная ценность поступаемой в организм пищи состоит из суммарного количества углеводов за сутки плюс 50% поступивших с едой белков.
В лечебной диете учитывается, что около половины всех потребляемых белков во время обмена превратится в углеводы.

Животные белки частично можно заменить полноценными растительными. Они содержатся, например, в таких продуктах, как картофель, хлеб всех сортов, капуста, бобовые, гречневая крупа.

Углеводы в рацион больных вводят под строгим контролем и с учетом полного исключения из питания таких продуктов, как мед, сахар, кондитерские изделия, содержащие сахар.

Не стоит вводить в меню продукты из белой муки, это подразумевает не только хлебобулочные изделия, но и макароны, лапшу. Для больных с легкой формой диабета допустимо периодически включать в меню только ограниченное количество этих продуктов. Также следует остерегаться таких круп, как рисовая и манная, в них содержатся особые углеводы, которые очень легко всасываются в кишечник.

Лечебное питание обеспечивает регулирование ежесуточного количества углеводов для больного. Особое внимание уделяется не только углеводам, но и жирам. Больному следует употреблять растительные жиры, а также сливочное масло в соответствии с его возрастом и весом. Нельзя вводить в рацион такие тугоплавкие жиры, такие, как говяжий, свиной, утиный или бараний.

Большое значение в правильности лечебного питании имеет режим потребления пищи. Рекомендуется употребление пищи каждые 3-3,5 часа. Такой режим питания обеспечивает более ровное поступление пищи в организм, тем самым избавляя от перегрузки поджелудочную железу.

Суточная норма калорий распределяется приблизительно следующим образом:

- первый завтрак – 25%;
- второй завтрак – 15%;
- обед – 30%;
- полдник – 10%;
- ужин – 20%.

Пищу, богатую белками, следует получать в первой половине дня. Важно, чтобы режим питания соблюдался ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Лечебная диета, проводимая в домашних условиях, должна согласовываться и проводиться под регулярным контролем эндокринолога. При любых отклонениях следует немедленно обратиться к вашему врачу для получения консультации. Для каждого больного лечебная диета составляется индивидуально соответственно его типу заболевания, возрасту, степени ожирения (если таковая есть) и активности.

Примерное меню одного дня

Первый завтрак:

- салат из свежих овощей – 85 г;
- картофель отварной – 100 г;
- малосольная сельдь – 15 г;
- чай (можно с молоком) – 200 мл;
- ржаной хлеб или отрубной – 30 г;
- белый хлеб – 10 г.

Второй завтрак:

- яблоки печеные или свежие несладкие – 35 г.

Обед:

- вегетарианский суп – 300 г;
- отварное куриное мясо – 85 г;
- гречневая каша – 150 г;
- компот или кисель (без сахара) – 200 мл;
- ржаной или отрубной хлеб – 50 г.

Полдник:

- нежирный творог – 50 г;
- молоко – 200 мл;
- ржаной или отрубной хлеб– 50 г.

Ужин:

- нежирное мясо отварное – 65 г;
- тушеная капуста – 150 г;
- ржаной хлеб– 20 г;
- молоко – 200 мл.

Второй ужин:

- кефир – 200 мл;
- отрубная сайка – 30 г.

Данное дневное меню приведено условно и соответствует легкой степени заболевания. Более подробно составить лечебное питание вы можете только вместе с врачом.
Видео по теме

Совет 4: Какие продукты нельзя при сахарном диабете

Список продуктов, разрешенных для употребления людям, страдающим от сахарного диабета, крайне ограничен. Для того чтобы снизить риск развития серьезных осложнений при диабете, необходимо полностью исключить из рациона целый ряд продуктов, в том числе содержащих большое количество соли, сахара, сложных жиров и т.д.
Инструкция
1
Сахарный диабет - это тяжелое хроническое заболевание, при котором наблюдается нарушение обменных процессов, в частотности, в области преобразования в энергию крахмала, сахаров, сложных углеводов, сахарозы и т.д. Для того чтобы снизить количество проявлений болезни и замедлить скорость их развития, больному необходимо полностью изменить свой образ жизни и придерживаться определенной диеты. Привыкнуть к новому образу жизни, а также значительным ограничениям в плане подбора продуктов - сложно, но это единственный способ замедлить прогрессирование болезни и снизить риск появления тяжелых последствий, к примеру, диабетических язв на стопах. Вопрос подбора продуктов стоит очень острое, но, главное, что нужно знать любому человеку больному диабетом - это перечень продуктов, которые ему следует полностью исключить из повседневного рациона.
2
В первую очередь нужно исключить из рациона сахар, конфеты, мед, да и вообще все продукты, которые содержат сахар. Сахар, который является углеводом, не может быть эффективно переработан организмом больного диабетом. Помимо продуктов, содержащих большое количество сахара в чистом виде, также необходимо исключить из рациона все сладкие фрукты, содержащие фруктозу и сахарозу и глюкозу. Таки образом, получается, что бананы, виноград, изюм, сладкие персики и абрикосы, сладкие яблоки и груши и много другое придется полностью исключить из рациона или употреблять в очень умеренных количествах.
3
Вторым врагом всех больных диабетом является - соль. Заболевание не дает эффективно выводить из организма излишки соли, поэтому со временем она начинает накапливаться в тканях суставах и на кровеносных сосудах. В овощах содержится достаточно солей, необходимых организму, поэтому соль стоит полностью исключить из рациона. Маринованные и засоленные овощи также придется убрать из рациона из-за большого содержания соли и уксуса. Кроме того, стоит исключить насыщенные жиры, которые также пагубно влияют на состояние больных. К продуктам, содержащим насыщенные жиры, можно отнести жирные бульоны, жирный творог и молоко, жирное мясо всех видов, жирная рыба колбасные изделия, майонез, сливочное масло, маргарин, сметана, сыры, сладкие творожки и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
Люди, страдающие сахарным диабетом, сталкиваются с определенными ограничениями в плане подбора продуктов питания. Только придерживаться диеты можно не допустить появления серьезных осложнений и сохранить здоровье на долгие годы.
Полезный совет
При сахарном диабете нужно категорически отказаться от употребления алкоголя. Кроме того, нужно отказаться от продуктов с высоким гликемическим индексом, то есть от белого хлеба, риса, картофеля, моркови и т. д

Совет 5: Рацион питания при повышенном сахаре в крови

Повышенный уровень сахара в крови не всегда является спутником сахарного диабета. Гипергликемия может стать следствием неправильного питания, перенесенного инфекционного заболевания или стресса. Простая коррекция рациона поможет снизить уровень сахара в крови и нормализовать обменные процессы.

Симптомы повышенного сахара в крови

Задуматься о пересмотре рациона питания и образа жизни стоит, если у вас появились основные симптомы гипергликемии:

  1. Постоянная жажда;
  2. Сильная утомляемость;
  3. Резкое снижение веса;
  4. Кожный зуд и дискомфорт;
  5. Медленная регенерация кожи и длительное заживление ран;
  6. Снижение остроты зрения.

Все эти симптом являются первыми признаками, свидетельствующими о повышении уровня сахара в крови. Одновременное появление хотя бы некоторых из них - повод для сдачи анализов, которые подтвердят или опровергнут ваши подозрения. Нормальный уровень сахара в крови колеблется в промежутке 3,3–5,5 ммоль/л. Если уровень сахара превышает 5,5 ммоль/л, следует обратить пристальное внимание на свой образ жизни. Далеко не всегда повышенный сахар в крови означает наличие сахарного диабета. Зачастую пациенту достаточн просто изменить привычки питания, и правильный рацион станет для него лучшим лекарством.

Диета при повышенном сахаре

Наиболее эффективный способ вернуть показатели сахара в норму - это диета с ограниченным потреблением углеводов. При выборе продуктов рекомендуется ориентироваться на их гликемический индекс. Из рациона следует исключить всю пищу с высоким гликемическим индексом - иначе говоря, содержащую быстроусваиваемые углеводы (сахар, выпечку, фабричные сладости, инжир, изюм, виноград, бананы, варенье, и так далее). Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие овощи. Клетчатка, которая содержится в овощах, препятствует избыточному усвоению сахара и приводит к постепенному понижению уровня сахара в крови. В частности, меню при повышенном сахаре должно включать следующие продукты:

  • Цветная и белокочанная капуста;
  • Помидоры и огурцы;
  • Тыква;
  • Кабачки;
  • Баклажаны;
  • Листовой салат;
  • Шпинат;
  • Петрушка и укроп;
  • Чеснок;
  • Репчатый и зеленый лук;
  • Фасоль, чечевица и соя;
  • Орехи и семечки;
  • Кислые ягоды и фрукты;
  • Кисломолочные продукты.

Также полезно употреблять в пищу свежую морковь и свеклу, однако при запекании или жарке гликемический индекс этих продуктов возрастает, поэтому их количество в рационе следует ограничить.

Что можно при повышенном сахаре на завтрак и обед?

Самый лучший завтрак для снижения сахара в крови - это обычная овсяная каша, богатая клетчаткой. В кашу можно добавлять свежие фрукты (исключая глюкозосодержащие), тыкву, орехи. Любителям тостов и гренок стоит отказаться от белого хлеба и отдать предпочтение цельнозерновому и отрубному хлебу. Отличными сахароснижающими свойствами обладает льняное масло. Его можно использовать в качестве заправки для салатов и других блюд вместо привычного подсолнечного или оливкового масла.

Мясо и рыба также должны стать постоянными гостями на столе, так как являются незаменимыми источниками белка и полиненасыщенных жирных кислот.

Можно ли есть сладкое при повышенном сахаре?

Совершенно не обязательно отказывать себе в сладостях и десертах, однако стоит выбирать продукты, не содержащие быстрых углеводов. Допускается употреблять в пищу натуральный мед, но не более 2-3 чайных ложек в день. Вместо обычного сахара можно использовать его натуральные аналоги - экстракт стевии, сироп топинамбура, сукралозу. Эти подсластители не имеют высокого гликемического индекса и разрешены при сахарном диабете, а также незаменимы при диетическом питании.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше