Критика может быть конструктивной или разрушающей. Если первая направлена на устранение недочетов и улучшение результатов, то вторая — это просто способ слить свои негативные эмоции и претензии на объект критики. Из конструктивных замечаний можно извлечь пользу для развития и изменений к лучшему, а вот от критикана, который таким образом пытается спихнуть свои отрицательные эмоции, нужно дистанцироваться и держаться подальше.

Чтобы определить, чего хочет добиться критикующий, достаточно попросить его конкретизировать свои претензии и дать дельный совет по выходу из сложившейся ситуации. Возможно, у него действительно найдется хорошая рекомендация, к которой стоит прислушаться. Кроме того, такая реакция на критику (спокойный ответ в духе «Хорошо. Ты прав. Что посоветуешь?») вместо бурного выяснения отношений, вызовет у собеседника так называемый «разрыв шаблона» и разговор действительно может перейти в продуктивное русло.

Важно помнить о том, что, как правило, человека задевают и заставляют агрессивно реагировать именно те замечания, в которых содержится доля правды. Например, если очень низкого человека назвать «дылдой», вряд ли он на это обидится, ведь он абсолютно уверен, что это ложь, и ему не придется тратить время, силы и эмоции на доказательство очевидных вещей. А вот если такое замечание услышит человек высокого роста, то скорее всего, у него это вызовет весьма неприятные ощущения и желание защищаться. Поэтому каждый раз, когда критика вызывает сильные эмоции, стоит задуматься, - возможно, в них действительно содержится часть правды. Надо постараться воспринять это спокойно, найти пользу и толчок к улучшению результатов.

Часто люди болезненно реагируют на критику из-за того, что сами не дают себе права на ошибку, пытаясь быть идеальными в глазах окружающих. Поэтому важно поработать со своими внутренними установками, блоками и запретами на возможность ошибиться, сделать что-то «не так». Скорее всего, они родом из детства, из слишком бурных негативных реакций родителей на «неправильное» поведение. Страх быть непринятым, нелюбимым переносится и во взрослую жизнь. Поэтому, услышав критику, многие начинают либо активно защищаться, даже не пытаясь извлечь из критики что-то полезное, либо уходят в самобичевание и саморазрушение: «у меня ничего не получится», «я ничего не смогу», «я ничего не стою» и т.д. Вместо этого стоит дать чужому мнению право на существование, а себе право быть неидеальным.

Тем не менее, если критикующий явно настроен враждебно и единственная его цель — выместить свою злость, важно уметь защитить себя или дистанцироваться от такого человека. Не стоит ввязываться в бурное выяснение отношений. Лучше спокойно ответить собеседнику, что разговор надо отложить на более подходящее время, когда он будет в спокойном уравновешенном состоянии.