Можно выделить следующие причины использования командной строки:

– много меньший расход памяти в сравнении с применением системы меню;
– зачастую набор команды для какого-либо приложения осуществляется быстрее, нежели использование ее графического интерфейса;
– в командной строке может быть выполнен обычный текстовый файл, содержащий в себе последовательность команд, что значительно быстрее последовательного их выполнения.

Командная строка активно применяется в:

– операционных системах;
– компьютерных играх;
– других программах.


Операционная система является наиболее используемой средой для командной строки. С ее помощью реализуются многие задачи, а в некоторых ОС пользователь может работать с ней даже чаще, чем с графическим интерфейсом.

Первоначально использование командной строки в играх было вызвано необходимостью отладки. После этого появились текстовые квесты. Также консоль используется и во многих играх с графическим интерфейсом. Ярким примером является Quake, в которой для вызова командной строки используется кнопка «тильда» (~). С помощью консоли возможно изменять настройки игры значительно быстрее, нежели при помощи графического меню.

Командная строка используется и в других программных продуктах, например, системах автоматизированного проектирования, текстовых редакторах, некоторых браузерах и т.п.

Выделяют следующие преимущества использования командной строки:

– небольшое число нажатий для вызова любой команды;
– практически мгновенное обращение к командам различных исполняемых файлов;
– возможность автоматизации любой задачи с помощью shell script или пакетных файлов;
– управление программами, в которых отсутствует графический интерфейс;
– удаленное соединение с компьютером с минимальными затратами трафика;
– большая вместимость текста на странице по сравнению с графическим интерфейсом.

К минусам командной строки можно отнести:

– недружественность для пользователей, привыкших работать с графическим интерфейсом;
– затруднительность ввода длинных команд при отсутствии автоматического дополнения;
– отсутствие «аналогового» типа ввода.