В год жизни речь ребенка еще недостаточно развита, однако уже можно отчетливо услышать некоторые слова и большое количество гласных звуков. В это время ребенок должен видеть яркие картинки и называть предметы. Говорить глаголы, формулировать простые предложения ребенок начинает ближе к двум годам.

В год жизни ребенок чаще капризничает и плачет, становится беспокойным. Развитие ребенка происходит определенными скачками. Он овладевает навыками и знаниями не постепенно, а в определенный момент, после которого наступает затишье.

В период истерик ребенка не следует слишком сильно ругать, для него важно внимание и забота. В год ребенок начинает подражать взрослому и все исследовать. Богаче становится эмоциональный мир ребенка. Сейчас он может выражать свои эмоции не только плачем, но и улыбками,  которые являются уже осознанными, появляются также такие эмоции, как удивление и грусть. Он уже хорошо знает своих и чужих.

Также у ребенка начинается формирование характера, могут быть вспышки агрессии и другие проявления эмоций. К году ребенок уже должен ходить самостоятельно или хотя бы держась за руку. Малыш более раскован в движениях, подвижен, стремится познавать свое тело, ему сложно сидеть на одном месте. В это время дети перемещают предметы и изучают их.