По статистике, по перевозкам грузов первое место среди рек республики занимает река Кама. По Каме перевозятся нефть, лес, хлеб, химические продукты, строительные материалы и соль, достав­ляются все необходимые материалы и оборудование для горо­дов Прикамья: Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги, Менделеевска. На судах по Каме вывозятся готовые изделия — грузовые автомобили, дизельные двигатели, автомобильные шины, изделия нефтехимии, а также минеральные удобрения, сельскохозяйственные продукты.

Волга, является главным водным магистралем Татарии. Она стоит на первом месте по пассажирским и туристским перевоз­кам и по насыщенности судами различного типа. Перевозятся по Волге разного рода машины, сырье для промышленности и предприятий, нефть и нефтепродукты, хлеб и кондитерные изделия, строительные материалы и другие различные грузы.

Значительную роль по перевозкам разнообразных грузов игра­ют водные пути по рекам Белая (перевозится главным образом нефть) и Вятка (лес и хлеб).

После сооружения Волжской и Нижнекамской гидроэлек­тростанций и водохранилищ перевозки грузов, пассажиров и туристов по Волге, Каме и по их крупным притокам значи­тельно возросли. Стали судоходными низовья рек Казанки, Свияги и Ика. Казань, Чистополь, Набережные Челны и Нижнекамск стали большими портовыми городами.

В городе Набережные Челны построен крупный речной порт. Закончено строительство речного порта в Нижнекамске. В 1990—1995 годах в речном транспорте республики наблюда­лись кризисные явления, что отразилось в грузопотоках и пассажирском движении: объемы перевозок грузов и пасса­жиров заметно сократились.