В православном христианстве дается четкий ответ на поставленный вопрос. Христос принимает на себя страдания ради спасения человечества добровольно. В догматике существует понятие Превечного Совета Троицы. Сюда входит не только совет о сотворении человека, но и изначальное ведение Бога Троицы о грехопадении человека и о необходимости спасения последнего посредством крестной смерти второго Лица Святой Троицы.

В Евангелии Христос прямо говорит, что отдает свою жизнь добровольно: «Никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18). Это место Священного Писания ясно указывает на то, что никакого принуждения Бога Отца не было по отношению к крестной жертве Спасителя. Как сказано было ранее, такой путь спасения человеком был предусмотрен изначально Превечным Советом.

Касательно моления в Гефсиманском саду о чаше стоит пояснить следующее. Во Христе было два естества божественное и человеческое. Христос, как человек, естественно "боялся" смерти. Поэтому и моление стоит понимать как человеческий акт. Кроме этого, для самого человечества смерть Христа являлась еще и неестественной в том смысле, что на нем не было греха (именно следствием греха является смерть). Однако Спаситель добровольное принимает на себя телесную смерть, уподобляясь во всем человеку (кроме греха).

Также стоит говорить и о двух волях во Христе (человеческой и божественной). В конкретном месте говорится именно о человеческой воле во Христе. Стоит также отметить, что в самом Спасителе человеческая воля не была противна воли божественной, но была синэргична божественной воле. 

Еще одним местом Библии, указывающем на добровольную смерть Христа, является пророческий отрывок из книги пророка Исайи, в котором говорится следующее : "Кого мне послать и кто пойдет для нас? Тогда я ответил вот я! пошли меня!" (6-я глава, 8-ой стих). Однако это место является косвенным подтверждением добровольной смерти Христа (в отличие от отрывка Евангелия от Иоанна).

Таким образом, смерть Христа была добровольной. Бог Отец не принуждал Христа делать это. 

Другой вопрос: кому была принесена крестная жертва. В православном богословии наиболее догматически правильное мнение: жертва была принесена всей Святой Троице.