Инструкция
1
Классическое определение восприятия гласит, что это процесс отражения целостных сцен, событий реальности, который возникает при непосредственном воздействии на рецепторные органы. Перцепция начинается в тот момент, когда объекты мира воздействуют на органы чувств человека, но не исчерпывается им – в этом ее отличие от ощущения. Есть и другие дефиниции, которые выделяют иные смысловые оттенки данного понятия. Так, некоторые исследователи считают, что восприятие есть процесс извлечения информации о внешней среде для построения собственного образа поведения - в данном случае сделан акцент на влиянии воспринимаемого на действия человека.
2
Восприятие всегда накладывается на готовые шаблоны поведения. Так, видя фрукт шарообразной формы зеленого цвета, человек, вероятнее всего, назовет его яблоком – так как подобная связка свойств и смысла уже встречалась ему. Выделяют так называемое пассивное восприятие (перцепцию) и активное (апперцепцию). Впервые эту терминологию ввел Лейбниц, стремясь подчеркнуть, что во втором случае речь идет о рефлексивной позиции: человек не просто воспринимает некие данные извне, но и осознает себя воспринимающим, размышляет по этому поводу. Позднее Кант говорил, что апперцепция является тем свойством сознания, благодаря которому достигается единство личности, целостность «Я».
3
Психологические интерпретации понятия «апперцепция» начались с Гербарта, писавшего о ней как акте ассимиляции всех вновь поступающих представлений с уже имеющимся индивидуальным опытом. Далее теорию восприятия разрабатывал Вундт: апперцепция есть восприятие с «включенным» вниманием. В схожем русле мыслил Нобелевский лауреат Канеман, изучавший интенсивность восприятия в зависимости от значимости сигнала.
4
Проблемы восприятия представляют собой не узкопсихологический научный раздел, а широкую междисциплинарную область. Изучением данных проблем занимаются и философы, и физиологи, и представители точных наук. Прикладное значение результатов исследований интересуют специалистов по связям с общественностью, рекламщиков, дизайнеров – профессионалов, создающих информационные сообщения для привлечения внимания потребителя. Высоко значение проблем восприятия и в кибернетике, занимающейся построением роботов. Чтобы носители искусственного интеллекта могли воспринимать сигналы внешнего мира так же, как человек, нужно понять механизм обработки поступающих извне данных.