В православной церковной духовной практике два многодневных поста зафиксированны за определенными датами, остальные же (так же два поста - Великий и Петров) являются переходящими.


Время начала Великого поста определяется датировкой празднования Пасхи, которая зависит от времени торжеств, посвященных еврейской пасхе. В 2015 году православная Пасха выпадает на 12-е апреля. Соответственно Великий пост составляет период времени в семь недель до  наиглавнейшего православного торжества светлого Христова Воскресения. Получается, что в 2015 году святой Великий пост начинается в понедельник 23-го февраля.


Такая датировка начала святой четыредесятницы (так иначе именуют Великий пост) привносит в жизнь современного православного христианина некоторые коррективы. Так, 23-е февраля (день защитников Отечества) как праздник мужчин, уже не должен отмечаться со всей пышностью, сопровождаясь вкушением скоромной пищи, употреблением алкоголя. Первый день поста, равно как и вся первая седмица (до субботы), является строгим. В это время христианину должно особенно вникнуть в глубины своей души, осознать личные недостатки, необходимо постараться подготовить свою душу к покаянию и причащению святых Тела и Крови Господних. В первые дни поста во всех православных храмах совершается особое богослужение великого повечерья с чтением Великого покоянного канона преподобного Андрея Критского. Поэтому несмотря на праздничные дни, посвященные 23-му февраля, православному христианину рекоменовано задумываться не о мирских торжествах, а о духовном совершенствованиии личности.


Также христианин должен понимать, что вся суть воздержания (поста) заключается не просто в исключении из рациона пищи животного происхождения. Главной целью поста является стремление христианина стать хотя бы немного лучше в духовном смысле. Поэтому необходимо воздерживаться не только от определенной пищи, но и от греховных страстей и пороков. При этом, христианину необходимо стараться чаще читать Священное Писание, посещать богослужения, принимая участие в таинствах, и обращаться келейно в молитвах к Богу.