Ответ на вопрос о том, откуда пошла традиция набирать воду в ночь на Крещение Господне на родниках, в колодцах и в обычных водопроводных кранах скрывается в послереволюционных российских временах. До революции 1917 года мало кто из наших благочестивых предков мог помыслить святой водой ту, над которой не проходил чин водоосвятия. Во всех православных храмах на праздник Крещения Господня освящалась вода, также чин освящения мог проходить и на родниках. В таком случае, на открытом водоеме вода и считалась святой. Однако с приходом в России атеистической власти ситуация изменилась. Многие храмы были закрыты, имело место нехватка духовенства. Все это привело к тому, что после 1917 года прекратились водоосвятия на родниках. Кроме этого, во многих городах и селах и вовсе не было действующих храмов, в которых могла освящаться вода. Получилось так, что верующие люди остались совершенно без великой святыни на праздник Крещения Иисуса Христа.


Такая ситуация не могла устраивать российский народ. Благочестивые христиане стали сами устраивать походы на родники в тайне от властей. Эти походы за святой водой осуществлялись в ночь на Крещение. Чаще всего с верующими людьми не было священников. Поэтому благочестивые бабушки и дедушки мирским чином молились, пели праздничные крещенские песнопения и набирали воду в родниках в память об историческом событии Крещения Господня. Однако чина великого крещенского водоосвятия не было. За десятилетия такая практика походов к родникам укоренилась в сознании народа настолько, что стало считаться совершенно ненужным присутствие священника на освящении воды на родниках.


Принято считать, что в ночь на Крещение вся вода святая. Это является главным постулатом для тех, кто набирает и сейчас неосвященную воду в родниках и домашних кранах. Однако христианская Церковь если и говорит о глобальном освящении всего водного естества на праздник Крещения Господня, то это никаким образом не относится к святой крещенской воде, именующейся в православной традиции святой (великой) агиасмой. Святая агиасма это именно та вода, над которой был совершен крещенский чин великого водоосвятия. Получается, что освящение всего водного естества и освящение воды, как святой агиасмы, совершенно разные вещи. Именно поэтому говорить о воде из под крана как о святой агиасме в ночь на Крещение Господне не имеет смысла.


В настоящее время духовенство не терпит притеснений со стороны властей. Начали действовать многие храмы. Большого дифицита в духовенстве (такого, какое наблюдалось в советские годы) нет. Соответственно, сейчас не нужно следовать практике самовального набора воды на родниках, как это было раньше. Стоит помнить о том, что неосвящаемое не может быть освященным, если мы говорим о святой крещенской воде (великой агиасме).


Также можно привести и другой исток традиции набирания воды в ночь на Крещение, например, в водопроводе. Существует практика, по которой крещенскую воду разбавляют с обыкновенной водой. Последняя в таком случае освящается. Это делается, когда у верующего человека заканчивается святая крещенская вода. Существует даже поговорка, что одна капля воды освящает море. Но это именно поговорка. Некоторые считают, что в крещенскую ночь где-либо, например, в России на реке было совершено водоосвятие в речной купели. Таким образом, вся река стала святой и, соответственно, все ее притоки. А вода в водопровод поступает из рек (зачастую). Значит, считают некоторые, вода и в кране бежит святая. Такая точка зрения также не имеет православного боснования, ведь, в таком случае, можно считать святой водой и ту, которая находится в унитазе. Однако это не приемлемо для христианского сознания. Кроме этого, например, в России существенна разница во времени. Водоосвятие в реке происходит в разное время. Однако, многие отсчитывают именно от 12-ти часов ночи. В этом проявляется очередная логическая несуразица.


Православная Церковь говорит о том, что если вода и освящается на реке, то именно в месте купели она становится святой, то есть в том непосредственно месте, где она освящается. Вопрос же о границах распространения святой воды в реке из освященной купели относится уже более не к области православного вероучения, а к мистическому философскому воображению.


Таким образом, православный человек должен знать, что главными истоками практики набора воды на Крещение в местах, где не проходил чин водоосвятия, служат советские практики походов людей на источники без духовенства, а также неправильное понимание тезиса об освящении всего водного естества на праздник Крещения Господня.