Совет 1: Что такое проклятие памяти

Проклятие памяти (Damnatio memoriae) – это форма посмертного наказания, которая широко применялась в Древнем Риме. Проклятию памяти подвергались участники заговоров, переворотов, узурпаторы власти и государственные лица, которые совершили преступления перед империей. В современном мире также можно увидеть, как проклятию памяти подвергаются государственные деятели и участники политических процессов.

Проклятие памяти в Древнем Риме

После казни или смерти государственного преступника любые упоминания о нем уничтожались. Статуи, фрески, настенные и надгробные надписи, различные упоминания в летописях, исторических документах и законах – все это подлежало уничтожению. Порой проклятие памяти касалось непосредственно всех членов семей государственных преступников – их попросту казнили.

Зачастую происходило так, что проклятие памяти не было абсолютным. Например, жесточайший император Нерон был проклят после своей смерти, однако, спустя некоторое время, император Вителлий вернул имя тирана в историю Рима. Император Коммод был также однажды проклят, но успешно обожествлен при Сиптимии Севере.

Кровавого императора Калигулу также хотели подвергнуть проклятию памяти, но этому воспротивился прицепс Клавдий.

Единственный император, чье проклятие памяти никогда не было оспорено — это Домициан. Этот император проводил самодержавную политику, оживил императорский культ и всячески притеснял инакомыслие, назначив себя главным цензором. Он жестоко боролся с философами-стоиками. Постепенно вокруг Домициана сенаторы образовали многочисленную оппозицию. Император был убит в результате государственного заговора. Его гибель стала концом династии Флавиев.

В 356 году до н.э один житель города Эфеса Герострат захотел прославиться и ради этого сжег храм Артемиды. Этот простой человек захотел войти в историю, чтобы его запомнили потомки, но у него ничего не получилось. Помимо смертной казни, его еще приговорили и к посмертному наказанию – забвению имени или Damnatiomemoriae. Имя этого преступника дошло до нашего времени благодаря древнегреческому историку Феопомпу, который рассказал в своих летописях о преступлении, казни и раскрыл потомкам имя преступника. Получается, что Герострат все же своего добился.

Проклятие памяти в новой истории

Яркий пример Damnatiomemoriae произошел при Джордже Вашингтоне. Блестящий офицер Бенедикт Арнольд в сражении при Бемис-Хайтсе сумел отразить набег англичан и своими действиями привел армию Великобритании к поражению. Эта битва стала воистину поворотной в Войне за независимость. В конце битвы Бенедикт Арнольд получил серьезное ранение в ногу, так что он был вынужден оставить действующую армию.

Арнольд стал чуть ли не национальным героем, действия которого очень высоко оценил Джордж Вашингтон. После выздоровления Арнольд получил должность коменданта Филадельфии. Вот тут герой Америки начал вести поистине роскошный образ жизни и вскоре его обвинили в превышении должностных полномочий и незаконном обогащении. Непомерные долги и постоянная нужда в деньгах толкнули Бенедикта Арнольда на откровенное предательство. Он вступил в сговор с англичанами и собирался сдать им форт Вест-Пойнт за $20 000. Заговор был раскрыт, но бывший герой Войны за независимость все же сумел бежать в Англию, где и прожил вплоть до своей смерти.

Любопытно, что в 1887 году был установлен памятник в честь ноги Бенедикта Арнольда, причем без указания его имени.

Некоторые признаки проклятия памяти можно увидеть и в современном антитеррористическом законодательстве Российской Федерации. В западной практике этот термин применяется к внезапным исчезновениям из истории жертв политических процессов XX века.

Совет 2: Древние пророки: Асклетарион

Асклетарион – древнеримский астролог-предсказатель, который жил во второй половине I в. н. э. Всемирную известность он получил благодаря точности своих предсказаний. Он с точностью сумел предугадать, как умрет император Рима Домициан и знал, что и его самого вскоре ожидает неминуемая гибель.

Об этом предсказателе до настоящего времени дошло крайне мало информации. Когда и где он родился точно неизвестно. Имя Асклетарион египетского происхождения. Возможно, он принадлежал к группе египетских астрологов, которые в то время пользовались в Риме необычайной популярностью. До нашего времени не дошли труды этого великого пророка, но на них в разное время ссылались многие астрологи и прорицатели, которые жили позднее.

В 96 году римский император Домициан узнает, что Асклетарион предсказывает ему скорую смерть. Домициан сам практиковал занятия астрологией, однако, отнесся к этому пророчеству крайне серьезно и приказал арестовать пророка.

Античный историк Светоний писал, как на Асклетариона донесли. Говорили, что он умеет очень точно прогнозировать будущее. Прорицатель говорил о себе, что знает наверняка какая смерть будет у него самого. Он сказал, что будет растерзан стаей собак. Для Домициана оракул напророчил также очень незавидную кончину. Он утверждал, что император умрет в результате заговора и будет предан проклятию памяти.

В Риме проклятие памяти применялось к государственным преступникам и узурпаторам власти. После смерти уничтожались все материальные свидетельства о существование преступника: статуи, настенные фрески, любые надписи и упоминания в летописях.

Когда прорицателя доставили во дворец Домициана, то император приказал тотчас же умертвить Асклетариона, но похоронную церемонию провести очень аккуратно, чтобы развеять его пророчества. Однако в момент казни произошли просто невероятные события: внезапно налетела сильнейшая буря, которая разметала погребальный костер. Обгорелое тело пророка было разорвано стаей собак, которые появились неизвестно откуда.

Эти события произвели сильнейшее впечатление на Домициана, который был убит менее чем через месяц. Асклетарион сумел в точности описать смерть императора. Все случилось именно так, как и было предсказано.

Видео по теме
Источники:
  • "Самые известные пророки, предсказатели и маги" Мирошниченко С.А., 2007
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 2
Пожаловаться
написал
Такое наказание будет посерьезнее децимации. Хотя в Древнем Риме было достаточно правителей и разных чиновников, заслуживавших и такое. Зажрались товарищи
Пожаловаться
написалa
Это точно, зажрались. Зато как красиво жили)
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше