Совет 1: Почему нельзя мочить Манту

C детства многие помнят тест на реакцию Манту. С помощью этой пробы можно обнаружить туберкулёзную инфекцию. Существует довольно распространенное мнение, что Манту нельзя мочить.
Реакция Манту

Тест Манту проводится путем внутрикожной инъекции аллергена – Туберкулина. Это исследование проводят детям, привитым БЦЖ, с 12 месяцев. Реакцию проверяют через трое суток, измеряя размер папулы на коже. В течение этого времени допускать попадание воды можно, однако в ряде случаев возможно усиление реакции. Тест при этом может быть признан положительным. Тогда придется пройти дополнительный тест.

Мыться в течение 72 часов после пробы Манту можно, но с осторожностью. Участок кожи на месте инъекции нельзя тереть мочалкой. Заклеивать место введения препарата пластырем или обматывать полиэтиленом не желательно, поскольку плотно закрытая кожа будет потеть и намокнет. В любом случае падание влаги не повлияет на результат исследования.

До проверки реакции Манту не желательно посещать бассейн и сауну. Также место пробы нельзя чесать, мазать йодом или греть.

Заблуждение о том, что Манту нельзя мочить, вероятно, связано с опытом предыдущего поколения. Раньше подобные исследования проводили открытым методом. На кожу делались небольшие царапины, на которые сверху наносилась проба. При таком методе попадание воды действительно приводило к непредсказуемому результату и контакт с водой врачи запрещали.

Во взрослом возрасте тест на реакцию Манту не делают. Вместо этого регулярно проводят флюорографическое исследование, которое позволяет выявить туберкулёзную инфекцию на ранней стадии.

Совет 2 : Можно ли мочить Манту в бассейне

Можно ли купаться в бассейне после пробы Манту? Это до сих пор актуальный вопрос, вызывающий большое количество споров. Часто врачи предупреждают, что после вакцинации запрещено контактировать с водой, трогать или чесать прививку. Ещё десять лет тому назад мочить Манту категорически не допускалось. Современная медицина это аргументировано опровергает.
Можно ли мочить Манту в бассейне

В глубокие слои кожи, куда вводится препарат, вода не проникает. Соответственно, не может влиять на качество результата. Но есть некоторые нюансы, которые могут спровоцировать воспалительный процесс после купания в бассейне.

Что такое Манту

Манту это диагностика на наличие инфекции туберкулёза. Результат пробы проверяют через 72 часа, после прививки. На свету, с помощью прозрачной линейки измеряют размер папулы. В норме он не должен превышать 0,5 см. Сильное воспаление является признаком заражения, и влечёт за собой полное обследование в тубдиспансере. Отсутствие реакции на манту также отклонение от нормы, так как показывает, что организм ребёнка не вырабатывает антитела для борьбы с микробактериями, провоцирующими заболевание. Что часто случается, если новорождённому не делали прививку БЦЖ.  

Что провоцирует ложноположительный результат

На прививку запрещено давить, чесать или тереть. Купание в бассейне, за счёт содержания в воде химических веществ, может вызвать зуд, на месте укола. Дело в том, что туберкулин, используемый для вакцины, это агрессивный аллерген. Детям со слабым иммунитетом или склонностью к аллергии, рекомендуется подстраховаться перед прививкой. За один день до, и два дня после Манту, употреблять антигистаминные препараты. Убрать из рациона продукты, способные вызвать аллергические реакции.

Что запрещено делать после прививки

На место инъекции запрещено накладывать повязку, или лейкопластырь. Мазать зеленкой, йодом, любыми другими антисептиками, использовать мазь или детский крем.

Ребёнку нежелательно переохлаждаться, силы иммунитета сейчас направлены на борьбу с бактериями туберкулёза. Перегреваться тоже не рекомендуется. Кожа потеет, поры расширяются, это чревато инфицированием ранки.

Есть группа детей, которым вообще запрещено делать Манту. В основном это эпиприступы, хронические и сердечные заболевания в эпикризе. При недавно перенесённых острых инфекциях, нужно выждать две недели до вакцинации.

Мало кому известно, что прививка способна вызвать плохое самочувствие и у здорового ребенка. Проявляется оно головной болью, слабостью, нарушением аппетита и апатичностью. Возможно небольшое покраснение кожных покровов и поднятие температуры до 37,7. В случае, если у ребёнка появился насморк, кашель или боль в горле, то это проявление простудных заболеваний, не связанных с инъекцией.

Подводя итоги

Каждый родитель самостоятельно решает, следовать ли рекомендациям. Если ребёнок здоров, купаться в бассейне после Манту можно. В случае сомнений по этому поводу ничего страшного не случится, если пропустить пару занятий.

Совет 3 : Можно ли мочить манту на второй день

Мочить или не мочить? Применительно к пробе манту вопрос почти гамлетовский. Раньше было нельзя – это точно помнят те, кто ходил в школу при СССР. В наше время считается, что можно… Почему так? Кому верить? Особую актуальность приобретает проблема на второй день после постановки манту, когда забываешься, что был введен препарат, и уже не бережешь «больное место» так, как в день первый.
Чесать нельзя, мочить можно.

Новые правила или новая проба?

Если устроить опрос среди взрослых: «Можно ли мочить манту?», то многие наверняка скажут: «Нет. Пока врач не проверит». Причем чем человек старше, тем с большей вероятностью ответ будет отрицательным.

Это убеждение родом из советского детства, когда медработник, сделав кожную пробу на туберкулез, строго-настрого запрещал мочить поврежденное место до тех пор, пока не будут проведены замеры покраснения, если оно возникнет. А это значит, какое-то время нельзя было принимать ванну, душ, мыть руки до локтя (ведь проба ставится выше запястья).

Диагностику на туберкулез с детства проходили в обязательном порядке практически все граждане страны, поэтому запрет прочно укоренился в сознании. Ныне он «передается по наследству» от старшего поколения молодым родителям, и те легко начинают сомневаться: может, и в самом деле лучше поберечься от воды после манту? Так, на всякий случай. Хотя уже давно в ходу информация, что манту мочить можно. В любой день. Хоть в первый, хоть во второй. Об этом открыто говорят педиатры, медсестры в прививочном кабинете, выходят передачи и статьи в СМИ.

Почему можно

Напомним вкратце, что такое манту. Это подкожная проба (никак не прививка – еще одна ошибка далеких от медицины людей), с помощью которой можно определить, заражен ли человек туберкулезом, как его организм реагирует на контакт с возбудителем этого страшного заболевания. Поэтому результат пробы называют реакцией. В шприце находится препарат под названием туберкулин. В нем нет живых бактерий (и даже мертвых нет, только фрагменты их ДНК), поэтому проба считается безопасной для организма.

Аналогичный тест можно провести и надкожно, т.е. капнуть туберкулин (например, на руку, как это и было при массовой проверке населения в Советском Союзе), а потом сделать насечку, эдакую крошечную царапину. В глубокие слои кожи при этом способе препарат не попадает.

Такой тест называется проба перке (Перке, как и Манту, это фамилия медика-разработчика способа). Именно пробу перке проводили большинству советских детей и взрослых (примерно до начала 1990-х). И как раз-таки перке мочить нельзя. При контакте препарата с водой произойдет реакция, схожая с нежелательным результатом диагностики, попросту говоря, место введения туберкулина сильно покраснеет, вздуется.

В наши дни населению делают именно манту.

  1. Во-первых, проба считается более точной.
  2. Во-вторых, только на манту выделяются бюджетные деньги.

Хотя нельзя не упомянуть, что разработаны еще более совершенные методы, например, диаскинтест, ПЦР-диагностика. Но их можно сделать либо по желанию (и за свой счет), либо вторым этапом после положительной реакции именно пробы манту (для точности и верности диагностики, которая, несмотря на всю современность и совершенство по сравнению с перке, тоже может давать ложноположительные результаты).

Итак, смена способа дианостики (перке на манту) для населения прошла незаметно и постепенно, а предубеждение «не мочить» осталось. Тем более, что место введения туберкулина все равно нужно беречь (и врачи предупреждают об этом):

  • не расчесывать;
  • не заклеивать пластырем;
  • не мазать кремами.

Чтобы вода вступила в реакцию с туберкулином после проведения пробы манту, нужно очень постараться, например, ввести ее в шприце также глубоко под кожу.

Отдельно стоит сказать про баню. От ее посещения тоже стоит воздержаться.

  • Если распарить место введения препарата, под кожу все-таки может попасть вода.
  • Баня усиливает кровообращение и лимфоток, может возникнуть ложноположительная реакция.

При обычных ежедневных гигиенических процедурах (принятии душа, ванны, мытье рук) этого не происходит.

Мочите манту смело!

Источники:
  • Туберкулинодиагностика (проба Манту)
  • А откуда вообще идея, что манту нельзя мочить?
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500