Неизвестно, попали ли в человеческие жилища самые добрые из нечистых духов, или они подобрели, пока жили рядом с людьми, однако, в отличие от леших или водяных, домовые стали не врагами, а помощниками человека.

Существуют разные версии о происхождении домового. Согласно одной из них, некогда могущественный бог Род, постаревший и лишившийся своего могущества, спустился с небес на землю, изрядно измельчал, размножился и получил свое продолжение в многочисленных дедушках-домовых.

Кроме того, есть версия, по которой предком домового является последний сжатый сноп, который называли дедушкой-кормильцем, украшали разноцветными ленточками и оставляли в доме до следующего урожая. Самая мистическая версия гласит, что домовой – это призрак прародителя хозяев, похороненного в доме и продолжающего заботиться о своих потомках.

Называют его дедушкой или хозяином, он является хранителем домашнего очага и незримым помощником хозяев. Обычно домовой обитает под печкой или в подполье, но именно в том углу, где находится печь. Его представляли себе в облике маленького старичка, похожего на главу семьи, но заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапках.

По натуре домовой – идеальный хозяин, вечный хлопотун, ворчливый, но добрый и заботливый. Он не упускает из виду ни одной мелочи, неустанно заботится и хлопочет, чтобы в доме всегда был порядок. Если жилье ему по душе, то он служит хозяевам так, как будто в кабалу к ним пошел. Зато ленивым и нерадивым домовой охотно помогает запускать хозяйство, давит людей по ночам чуть ли не до смерти, а иногда – и сбрасывает с постелей. Правда, помириться с рассерженным домовым не так уж и трудно: стоит только подложить под печку щепотку нюхательного табака или подарить ему разноцветный лоскуток или горбушку хлеба.

Редкий человек может похвастаться тем, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями и до утра сидеть между лошадьми. Если повезет – увидишь маленького старичка. Хотя, чтобы отвести от себя любопытный взгляд, домовой может принять облик хозяина дома.