Инструкция
1
Беседа как словесный метод воспитания требует тщательной подготовки и педагога и воспитанника. Учитель, не имеющей широкой эрудиции и достаточно хорошей ориентировки в затронутом вопросе, не сможет адекватно провести разговор. При выборе темы необходимо учитывать то, что она должна быть действительно проблемной, жизненно важной для ученика. При изложении информации воспитатель должен соблюдать требования логики и последовательности. При этом стиль разговора не должен быть слишком сухим, приветствуется эмоциональная передача сути.
2
Важно, чтобы воспитатель создал условия для откровенного высказывания ребенком своих взглядов на ту или иную проблему. Необходимо уважительно относиться к любой точке зрения, но при этом не допускать унижения и высмеивания. Благодаря этому ребенок будет учиться толерантно относиться к чужому мнению.
3
Воспитатель должен не навязывать ученику готовые выводы, а помогать ему самостоятельно их сделать. Для этого учащихся необходимо учить размышлять, анализировать, сопоставлять факты.
4
Во время беседы актуально использовать метод примера. В качестве образца необходимого поведения, в первую очередь, будет выступать сам преподаватель. Именно поэтому важно, чтобы личность учителя представляла собой компетентного, гуманного и требовательного человека. Ребенок копирует поведение значимого взрослого, а значит, он будет воспроизводить реакции характерные для педагога.
5
При проведении воспитательной беседы с младшими школьниками, эффективно использовать внушение. Данный метод требует овладение особой педагогической техникой, а именно умение эмоционально и уверенно донести до воспитанника определенное требование. Подобную технологию рекомендуется использовать для повышения самооценки детей в начальной школе.
6
В ходе беседы также могут использоваться прямые и косвенные требования. К первым можно отнести приказ, команду, инструктаж, запрет. Подобные указания требуют незамедлительного выполнения и применяются в серьезных воспитательных беседах. Ко вторым можно отнести совет, просьбу, условие, намек. Данные требования носят более мягкий характер и основываются на соглашении с воспитанником.
7
Стоит отметить, что большую роль в воспитательном процессе играет авторитет педагога. Проводя беседу, педагог должен понимать, что она действительно необходима школьнику. Главную роль играет справедливость воспитателя, то есть внимательное изучение обстоятельств поступка, мотивации школьника на определенное действие.