Возникновение тотемизма в первобытном обществе связывают со стремлением отдельных общин закреплять свое право на определенную территорию, мифологически санкционировав свои притязания на нее. По своей сути первобытный тотемизм оказался древнейшей формой осознания единства общины и началом социальных отношений. Здесь впервые были систематизированы явления окружающего мира, осмыслены кровнородственные и другие социальные связи, утверждалось единство общества и природы, были созданы ритуально-идеологические отношения.В первую очередь, тотем – это защитник и покровитель. Считается, что даже самое свирепое животное не причинит вреда представителю своего рода. Тотемизм теснейшим образом связан с магией. Посредством магических обрядов совершается общение с мифическими представителями рода.Чаще всего тотемом является животное, реже – растение, и, в исключительных случаях, неодушевленный предмет или природное явление. Особенность тотемизма заключается в том, что вера в родственные связи с тотемами вовсе не символична, а вполне реальна. Если, например, тотемом рода является буйвол, то считается, что он и есть его реальный прародитель. При этом все остальные буйволы будут кровными родственниками рода.Вера в кровное родство отражена в отношении к тотему. Так, традиции многих племен предписывают за убийство тотема требовать точно такой же мести, или виры, как и за убийство представителя самого племени. Даже если допускается поедание тотемного животного или растения, то это сопровождается особым ритуалом, выражающим сожаление.Самый распространенный вид тотемизма – родовой, несколько реже встречаются индивидуальный и половой. Кроме того, были описаны виды принадлежности к тотемным общинам по месту зачатия, месту рождения и даже по сновидениям. Однако такие формы встречаются очень редко.Сформировавшись еще в первобытном обществе, тотемизм и поныне не утратил жизнеспособности. Он широко распространен в Северной Америке, отмечен в Южной Америке, среди неарийских общин Индии и в Африке. В Австралии тотемизм по-прежнему остается единственной формой религиозно-социальных отношений у племен аборигенов.