Совет 1: Почему дейтериевую воду называют тяжелой

Даже самому далекому от науки человеку наверняка хоть раз приходилось слышать термин «тяжелая вода». По-другому она может называться «дейтериевой водой». Что же это такое, как вообще может всем известная вода быть тяжелой?

Все дело в том, что водород, оксид которого и является водой, в природе существует в виде трех различных изотопов. Первый из них и самый распространенный – протий. В состав ядра его атома входит единственный протон. Он-то, соединяясь с кислородом, образует волшебное вещество Н2О, без которого жизнь была бы невозможной.

Второй, гораздо менее распространенный, изотоп водорода называется дейтерий. Ядро его атома состоит не только из протона, но и из нейтрона. Поскольку массы нейтрона и протона практически одинаковы, а масса электрона неизмеримо меньше, легко можно понять, что атом дейтерия вдвое тяжелее, чем атом протия. Соответственно, молярная масса оксида дейтерия D2O составит не 18 грамм/моль, как у обычной воды, а 20. Внешний же вид тяжелой воды точно такой же: бесцветная прозрачная жидкость без вкуса и запаха.

Третий же изотоп - тритий, содержащий в атомном ядре один протон и два нейтрона, еще более редок. И вода, имеющая формулу Т2О, называется «сверхтяжелой».

Чем еще помимо разницы в изотопах, отличается тяжелая вода от обычной? Она несколько более плотная (1104 кг/кубический метр) и кипит при чуть более высокой температуре (101,4 градуса). Большая плотность является еще одной причиной для названия. Но самая существенная разница заключается в том, что тяжелая вода является ядом для высших организмов (млекопитающих, включая человека, птиц, рыб). Разумеется, разовое потребление незначительного количества этой жидкости не нанесет существенного вреда здоровью человека, тем не менее, она непригодна для питья.

Главное применение тяжелой воды – в атомной энергетике. Она служит для торможения нейтронов и в качестве теплоносителя. Используется также в физике элементарных частиц и некоторых областях медицины.

Интересный факт: в годы Второй Мировой войны гитлеровцы пытались создать атомную бомбу, используя для экспериментального производства именно эту жидкость, наработанную на одном из заводов в Веморке (Норвегия). Чтобы сорвать их планы, было совершено несколько попыток диверсии на заводе; одна из них, в феврале 1943 года, увенчалась успехом.

Совет 2: Что такое тяжелая и легкая вода

Ежедневно употребляя обычную питьевую воду, большинство жителей планеты не подозревают, что всем нужная жидкость может быть легкой или тяжелой. В зависимости от этих характеристик вода может быть полезной и продлевать жизнь или, наоборот, сокращать ее и содействовать развитию болезней.

Тяжелая вода

Эта вода, которая имеет всем хорошо знакомую формулу, но вместо «классических» атомов водорода в ее состав входят его тяжелые изотопы – дейтерий. Внешне тяжелая вода ничем не отличается от обычной, это такая же бесцветная жидкость, не имеющая вкуса, запаха. Дейтерий в больших количествах оказывает крайне негативное влияние на все живое и на человеческий организм в частности. Изотопы способны повреждать гены уже на стадии полового созревания. В результате развивается рак, иные болезни, человек очень быстро стареет. Распространение тяжелой воды приведет к повсеместному изменению генофонда, что вызовет гибель не только людей, но животных, растений.

Впервые молекулы с «тяжелым» водородом обнаружили в 1932-м году (Гарольд Клейтон Юри). Уже в следующем году Г.Льюис получил тяжеловодородную воду в чистом виде (в природе подобная жидкость не встречается). Тяжелая вода имеет свои свойства, несколько отличающиеся от параметров обычной воды:
- температура закипания: 101,43С;
- температура таяния: 3,81С;
- плотность при 25С: 1,1042 г/куб. см.

Тяжелая вода замедляет химические реакции, т.к. водородные связи, в которых участвует дейтерий, сильнее обычных. К гибели млекопитающих приводят лишь большие концентрации дейтерия (замещение обычной воды тяжелой на 25% и более). Например, для человека стакан тяжелой воды безвреден - дейтерий полностью «выйдет» из организма через 3-5 дней.

Легкая вода

Это жидкость, свободная от изотопа водорода дейтерия. Получить ее в чистом виде непросто; в той или иной концентрации дейтерий встречается в любой воде, в т.ч. и природной. Наименьшее процентное содержание тяжелого изотопа водорода – в талой воде из ледников и горных рек; всего 0,015%. Чуть больше дейтерия в антарктическом льде – 0,03%. Легкую воду «изготавливают» из тяжелой разными способами: вакуумной заморозкой, электролизом, ректификацией, центрифугированием, изотопным обменом.

Легкая вода чрезвычайно полезна человеческому организму, ее постоянный прием нормализует работу клеток в плане метаболизма (обмена веществ). У человека повышается работоспособность, организм быстро восстанавливается после физических нагрузок и эффективно очищается от шлаков, токсинов. Легкая вода обладает противовоспалительным эффектом, способствует коррекции веса и даже устраняет посталкогольную абстиненцию. Впервые данные о положительном влиянии легкой воды на живые организмы получили российские ученые Варнавский И. Н. и Бердышев Г.Д.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше