Вам понадобится
  • Научная литература по психологии и философии.
Инструкция
1
Под самосознанием в психологии понимается психический феномен, основанный на осознании человеком самого себя как субъекта деятельности. В результате самосознания представление человека о самом себе складывается в теорию «Я».
2
Так Рубинштейн С.Л. в своей книге «Основы общей психологии» писал, что, например, ребёнок не сразу осознает самого себя. В течение первых лет жизни он называет себя по имени так же, как его называют окружающие. Он в начале понимает себя не как самостоятельный субъект, а так, как объект по отношению к другим людям.
3
Самосознание не является изначальной данностью, которая присуща человеку с рождения. Самосознание является продуктом развития. Однако стоит заметить, что сознание у младенца появляется как тождественный зачаток. Сознание «Я» у ребенка начинает складывается примерно в три года, когда он начинает различать ощущения, которые были вызваны внешним миром, и те ощущения, которые были вызваны собственным телом. Наибольшее значение такое сознание собственных психических качеств и самооценка приобретают в подростковом возрасте. Так как все компоненты самосознания взаимосвязаны, то развитие одного из их ведёт к видоизменению всей системы сознания.
4
Развитие самосознания происходит в несколько этапов в течение человеческой жизни. В возрасте одного года происходит открытие самого «Я». Отделять результаты собственной деятельности и внешнего мира ребенок уже может к двум-трем годам. Способность оценить себя, то есть самооценка, начинает формироваться в семь лет. Этап активного развития самосознания, поиска своего «Я» и собственного стиля происходит в подростковом возрасте. К концу этого периода формируются основные социальные и нравственные оценки.
5
На формирование самосознания влияет несколько факторов, а именно, оценки результатов собственной деятельности, оценка окружающих и собственный статус в группе ровесников, формула отношений «Я - идеал» и «Я - реальное».
6
Среди компонентов самосознания, согласно теории Мерлина В. С., можно выделить систему социальных и нравственных оценок, осознание собственных особенностей психики, осознание «Я» в качестве деятельного начала, осознание собственной тождественности. Данные элементы самосознания всегда взаимосвязаны друг с другом на функциональных и генетических уровнях, хотя их формирование не происходит одновременно.