Совет 1: Что такое налоговые активы

Налоговый актив – это определенная сумма налога, которую организация должна уплатить в бюджет. Налогоплательщики при исчислении суммы уплаты должны руководствоваться ПБУ 18/02. В связи с тем, что финансовая оценка предприятия осуществляется не только на данных налогового учета, но и бухгалтерского, формируются временные разницы и налоговые обязательства.
Что такое налоговые активы

При учете формируются постоянные и временные разницы. Именно от этого зависит, каким будет налоговый актив – постоянным или отложенным.

К постоянной разнице относят те суммы, которые участвуют в формировании бухгалтерского баланса, но не влияют на налогооблагаемую сумму. Сюда можно отнести уплату процентов, сумма которых не учитывается полностью при расчете налога на прибыль. Также к постоянным разницам относят те расходы или доходы, которые влияют только на формирование налоговой базы. Например, приобретено основное средство, срок полезного использования которого в налоговом учете больше, нежели в бухгалтерском.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что постоянный налоговый актив – это та сумма налога, которая уменьшает налог на прибыль, подлежащий к уплате в бюджет в том отчетном периоде, в котором он сформирован.

Чтобы рассчитать сумму постоянного налогового актива, нужно постоянную разницу умножить на ставку налога.

Временная разница возникает тогда, когда сумма бухгалтерского и налогового учета не совпадают, признание расходов сдвигается по времени. То есть в бухгалтерском учете сумма признается в том отчетном периоде, в котором совершена операция, а в налоговом – часть суммы переходит на следующий период.

Именно за счет временной разницы формируется отложенный налоговый актив, то есть уменьшающая часть налога переносится на следующий отчетный период. Чтобы высчитать сумму отложенного налогового актива, вам необходимо временную разницу умножить на ставку налога. Как правило, отложенный налог отражается на счете 09.

Сумма отложенного налогового актива отражается в отчете о прибылях и убытках (форма №2). Для получения этой информации откройте счет 09 и посчитайте разницу между дебетом и кредитом.

Совет 2 : Как списать отложенные налоговые активы

В процессе хозяйственной деятельности организации, а именно при ведении учета, может возникнуть такая ситуация: при признании доходов или расходов суммы бухгалтерского учета отличаются от налогового. Это может возникнуть в ходе применения разных методов амортизации. Возникает так называемый отложенный налоговый актив (ОНА), который образуется за счет вычитаемых временных разниц. Бухгалтер должен списать этот ОНА при выбытии объекта.
Как списать отложенные налоговые активы
Инструкция
1
Чтобы получить информацию о движении и наличии отложенного налогового актива, откройте карточку счета 09, именно здесь находиться вся информация. При образовании вычитаемой временной разницы умножьте ее на ставку по налогу на прибыль. Разница может получиться в случае начисления амортизации, при излишне уплаченной сумме налога, при признании коммерческих расходов в себестоимость реализованного товара и в других случаях.
2
Например, организация приобрела компьютер за 35400 рублей, в том числе НДС 5400. Через какое-то время было решено продать оргтехнику за 236000 рублей, в том числе НДС 3600 рублей. Сумма амортизации в бухгалтерском учете составила 8000 рублей, а в налоговом – 7020 рублей. Вычитаемая временная разница составит 980 рублей, а отложенный налоговый актив – 980*24%/100=235 рублей.
3
В бухгалтерском учете отразите это следующим образом: Д62 К91 субсчет «Прочие доходы» - 23600 рублей – отражена выручка от продажи компьютера;Д91 субсчет «Прочие расходы» К68 – 3600 рублей – начислена сумма НДС;Д01 субсчет К01 субсчет «Выбытие ОС» - 30000 рублей – сумма первоначальной стоимости компьютера отнесена на счет «Выбытие»;Д02 К01 - - 8000 рублей - списана сумма амортизации по данным бухгалтерского учета;Д91 субсчет «Прочие расходы» К01 – списывается остаточная стоимость ОС;Д99 К09 – 235 рублей – погашается сумма отложенного налогового обязательства;Д68 К99 – 235 рублей – отражена сумма постоянного налогового обязательства.
4
Полученную постоянную разницу вы не вправе использовать для целей налогообложения. ОНА признаются в том отчетном периоде, в котором они осуществлены организацией. В бухгалтерском балансе такие временные разницы должны отражаться по строке 145 в разделе «Внеоборотные активы».
Полезный совет
При осуществлении операций с отложенными налоговыми активами используйте ПБУ 18/02.
Источники:
  • ПБУ 18/02
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500