Социальный педагог специализируется на работе с детской психикой, ее коррекцией и улучшением. Он налаживает отношения ребенка с его социальным окружением, семьей и сверстниками. Также он может выступать посредником между подростком и различными службами и организациями.

В целом, в задачу социального педагога входит интеграция находящегося в процессе социализации ребенка в динамично развивающееся общество. Причиной появления этой профессии явилось резкое обострение социально-политических, экономических и национальных противоречий в современном мире.


Должность «социальный педагог» формально была введена в 1990 году. Раньше обязанности социального педагога ложились на плечи классных руководителей либо организаторов по внеклассной работе. Однако увеличение количества детей из неблагоприятных семей и рост детской преступности потребовали введения отдельной должности.

В документе «О введении института социальных педагогов», изданном 13 июля 1990 года, говорится о том, что в связи с коренными изменениями, происходящими в обществе, «назрела необходимость введения института социальных педагогов». В программу подготовки данных специалистов входят такие дисциплины, как психология, общая педагогика, теория воспитания, литература, основы экономики, экология, эстетика, этика, физическая культура, а также изучение молодежных субкультур и др. Таким образом, получив необходимое образование, социальный педагог может работать в различных учебно-воспитательных учреждениях и общественных организациях.

В профессиональной деятельности социального педагога с момента возникновения профессии сразу наметились три направления: практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность включает в себя выделение из банка данных микрорайона лиц, семей, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, психологической и медицинской помощи. Социальный педагог устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии семье и т.д. Перед осуществлением деятельности он изучает задатки и способности ребенка, его интересы и условия жизни (исследовательская деятельность).

При этом социальный педагог должен быть включен в систему непрерывного образования, проходя довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку и совершенствуя свое мастерство (образовательная деятельность).