Совет 1: Слухи как социальный феномен

Слухи представляют собой передачу информации через личные контакты и другие социальные каналы. Они могут быть достоверными или недостоверными, но способны играть важную роль в формировании мнений и настроений в социуме.
Инструкция
1
Феномен слухов представляет собой процесс передачи информации с помощью социальных каналов. Слухи могут отличаться той или иной степенью достоверности.
2
Вопреки расхожему мнению, слухи вовсе необязательно не имеют ничего общего с реальностью. Исследователи предпринимали множество попыток доказать обратное. Так, в ходе одного из таких экспериментов, социологи провели опрос людей с разным уровнем образования и достатка. Всем им задавали один и тот же вопрос - «Как часто вы сталкиваетесь со слухами?» Оказалось, что чем выше интеллект и уровень достатка человека, тем сильнее он уверен в том, что часто сталкивается со слухами. Но на самом деле результаты этого эксперимента ничего не говорят о достоверности слухов и лишь подтверждают связь между интеллектуальным развитием и субъективным восприятием слухов.
3
Слухи не выражаются в оценочных суждениях. Например, когда одна девушка по секрету рассказывает другой о своем отношении к молодому человеку - это не слух. Другое дело, если она сопровождает свой рассказ ранее неизвестными фактами из его биографии. Слухи рождаются только тогда, когда передаваемая от человека к человеку информация содержит сведения о предмете, факты.
4
Слухи как феномен известны с незапамятных времен. Их даже использовали для политической и идеологической борьбы. Например, еще в период расцвета Римской империи римляне распускали во вражеских войсках слухи о невиданной храбрости своих солдат. По всей видимости, похожим приемом пользовались и татаро-монголы. Русские летописцы были уверены в многочисленности татарского войска и оценивали его не менее, чем в 10 000 человек. Хотя по данным исторической демографии, татаро-монголы просто физически не могли иметь такую огромную по тем временам армию.
5
В современном мире с началом расцвета рыночных отношений слухи стали активно использовать в коммерческих и манипулятивных целях. В США существовали компании, которые занимались распространением слухов для рекламы товаров, провоцирования рабочих забастовок, борьбы с этими забастовками и т.д. Например, чтобы не допустить забастовку, нередко среди жен рабочих какого-нибудь завода запускали слух, что члены профсоюза получают деньги за протесты рабочих.
6
Слухи играют роль универсального средства передачи информации, особенно когда другие методы сбора информации затруднены. Они могут служить движущей силой в формировании мнений и настроений в обществе и часто используются, как инструмент дополнительного политического влияния.

Совет 2: Что такое слухи как социальное явление

«Сколько слухов наши уши поражает! Сколько сплетен разъедает, словно моль!» – пел Владимир Высоцкий. Слухи – неискоренимая составляющая человеческого общества, определяющая его социальный облик.
Феномен слухов хорошо знаком любому взрослому человеку, тем не менее слухи не так просто поддаются строгим дефинициям. По сути, это неподтвержденная информация, источник которой неизвестен.

С уверенностью можно констатировать, что слухи – феномен межличностного общения, а не массовой коммуникации. Например, непосредственное восприятие реципиентом сообщений СМИ не относится к циркуляции слухов. Таким образом, о слухах можно говорить лишь тогда, когда некая информация становится фактом межличностного общения.

Издревле слухи передавались устным путем в виде сплетен. С развитием средств коммуникации появлением интернета и огромного количества персональных сетевых страниц, масштабы и темп распространения слухов значительно увеличились. В виде слухов распространяется скандальная и скрываемая информация, имеющая эмоциональную значимость для аудитории.

Под циркуляцией слухов обычно понимаются такие процессы межличностного общения, при которых актуальный сюжет становится достоянием обширной аудитории.

Обычно распространение слухов служит целью повышения авторитета и общественного статуса. Если слух со временем подтверждается, то распространявший его человек приобретает положительную репутацию. Распространение же уничижительных сплетен является вредным «оружием» в руках дезинформатора.

Возможен и вариант распространения слухов в связи с недостатком у общества информации по тому или иному вопросу. Так, слух о неудаче со строительством телебашни в Риге в 1983 году, о просчетах в ее проекте, разоблаченный в итоге одной из известных правительственных газет, являлся результатом дефицита информации по волнующему большинство людей вопросу.

Закономерность распространения слухов внутри социальных групп в пределах некоторого пространства позволяет классифицировать их по уровню.

Иными словами, можно выделить следующие виды слухов: «локальные» слухи (существуют внутри небольшой социальной группы, например, на стадионе, на котором выступает политический деятель, может распространиться слух, что под трибуной заложена бомба, и зрители начнут покидать стадион), «региональные» слухи (циркулируют в связи с ценностями и целями населения области или группы областей, регионов), «национальные» и «межнациональные» слухи (придя в какую-либо страну через зарубежный «источник», могут распространяться в национальных рамках, так происходят «подсаживания» провокационных слухов при военных конфликтах).
Видео по теме

Совет 3: Что представляют собой слухи как психологическое явление

Слухи - это феномен массового поведения и особое психологическое явление. Они играют важную роль в психологии масс, а знание их закономерностей позволяет управлять массовыми процессами.
Исторически появление массового поведения было связано с функционированием каналов неформальной информации, в частности, слухов и сплетен. Слухи существовали всегда. Их невозможно искоренить и запретить. Именно поэтому многие исследования направлены на изучение особенностей формирования и распространения слухов. Ведь это позволяет управлять массовым сознанием.

Слухи - это всегда недостоверная информация. В процессе их циркуляции любая, даже правдивая информация, проходит ряд трансформаций. В их числе сглаживание, заострение и адаптация. Механизм сглаживания подразумевает, что в процессе циркуляции несущественные для группы детали исчезают, а сюжет - укорачивается. С другой стороны, сюжет обогащается новыми деталями, а отдельные его составляющие отсутствуют. Наконец, информация приспосабливается под стереотипы и установки группы, что в конечном итоге меняет психологическое содержание.

Слухи могут формироваться извне целенаправленно, а также спонтанно. Важными условиями формирования слухов является актуальность их для аудитории, наличие интереса к затрагиваемой проблеме, а также дефицит информации по данной тематике. Так, очевидно, в разряд российских слухов не может перейти информация о возможном дефиците молока в Латинской Америке. Такой слух не будет интересен обществу и вряд ли кто-то станет его передавать. При этом самая невероятная информации на грани фантастики, которая соответствует интересам общества, вполне может перейти в разряд слухов.

Другой важной составляющей возникновения слухов является неудовлетворенность потребностей в информации. Правительство может специально замалчивать информацию в целях недопущения паники среди населения. По факту это может стать почвой для распространения слухов и только усилить панические настроения. Часто возникновению слухов способствует не только отсутствие информации, но и недоверие к источнику ее распространения. Например, к официальным СМИ или политическим лидерам.

По формуле Олпорта -Постмана, слух есть интерес к теме, помноженный на дефицит информации. Получается, когда одна из составляющих равна нулю, слух не приобретет массового распространения.

Слухи возникают и распространяются для удовлетворения потребностей людей. Важной психологической функцией слухов является эмоциональная разрядка. Поэтому слухи чаще всего возникают в условиях психологического напряжения. С другой стороны, распространение слухов может способствовать удовлетворению потребности в эмоциональном насыщении. Благоприятным фактором для формирования слухов становится желание людей испытать что-то необычное в жизни, увидеть какую-либо сенсацию.

Также на распространение слухов влияет их показательная закрытость и эксклюзивность информации. Многих людей толкает на распространение слухов стремление повысить свой престиж и социальный статус в глазах окружающих.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше