Мифологией называется совокупность мифов – сказаний о богах, героях и других фантастических и полуфантастических существах. Эти сказания объясняют происхождение мира, человека, природных явлений. Наряду с такой мифологией (ее называют высшей), выделяется и низшая мифология – рассказы о духах природы, домашних духах и других фантастических существах, которые, в отличие от богов, обитают в непосредственной близости от человека.

Среди ученых нет единого мнения относительно соотношения мифологии и религии. Одни исследователи считают, что мифы возникли в русле религии, другие – что первоначально возникли мифы, представлявшие попытки объяснить природные явления, и лишь позднее они породили поклонение богам – религию. Но связь между мифологией и религией очевидна в любом случае.


Славянская мифология связана с дохристианской религией славян. Религия эта была языческой.

Язычество – это собирательный термин, которым принято обозначать религии, не обладающие признаками религии откровения. Для последних характерна вера в Единого Бога, признание существования других богов, равных Ему, не допускается. Единый Бог возвещает людям свою волю через избранных Им людей – пророков, или через свое собственное человеческое воплощение. Такие откровения фиксируются и сохраняются в книгах, считающихся священными. Приверженец религии откровения старается «смотреть на мир глазами Бога», поэтому большую роль в таких религиях играют морально-нравственные предписания. Такими признаками обладают лишь три религии – иудаизм и генетически связанные с ним христианство и ислам.

Религия древних славян не обладала признаками религии откровения. Богов было много. Какой-либо из них мог осмысливаться как верховный – в разных регионах и в разные эпохи таковым мог считаться Род, Перун, Велес, Святовит, но это не исключало поклонения другим богам.

Основа языческой религии – обожествление природы, которая в принципе не может иметь моральной сущности. «Добрые» и «злые» духи и боги языческой религии – это не нравственные оценки, а представление о пользе или вреде для человека, поэтому язычник стремится наладить хорошие отношения и с добрыми, и со злыми духами. Именно такую ситуацию описывает «Повесть временных лет», говоря о жертвах, которые славяне-язычники приносили «упырям и берегиням».

Для языческих религий не характерно наличие священных книг, даже если имеют место литературные обработки мифов: «Илиада» Гомера рассказывает о богах и взаимоотношениях людей с ними, но древние греки не рассматривали эту поэму как священный текст. Религия древних славян не оставила даже таких письменных источников. В последние десятилетия предпринимаются попытки объявить «священным писанием» древних славян «Велесову книгу», но поддельность этого «литературного памятника» уже давно доказана учеными.

Все эти признаки позволяют отнести религию древних славян, на которой основана славянская мифология, не к числу религий откровения, а к числу языческих религий.