Зимние Святки праздновались в течение 12 дней, с 7 по 19 января, т.е. с Рождества Христова до Крещения Господня или, как говаривали прежде, «от звезды до воды».

История празднования Святок


Истоки праздника следует искать в глубокой древности. Во времена язычества Святки были связаны с именем бога Святовита. Существует версия, что Святовит – это одно из имен главного бога славян Перуна. На Святки ему полагалось оставлять немного праздничного угощения, которое специально для него бросали в печь. Люди верили, что в начале зимы боги и духи путешествуют по земле, и у них можно попросить и богатый урожай, и хорошего мужа, и другие блага.


Христианская традиция, связанная с празднованием Святок, получила распространение в Византии уже в 4 веке. Однако русская православная церковь относилась к святочным гуляниям весьма неоднозначно. Грехом считались не только гадания, но даже колядование и, тем более, ряжение. Тогда и появился новый обычай: на Крещение, которым завершалось празднование Святок, во льду реки или озера делали крестообразную прорубь. В нее окунались те, кто принимал участие в святочных обрядах, таким образом, смывая с себя грехи. Постепенно языческие корни Святок были забыты, и праздник целиком посвятили прославлению Рождества.

«Святые» и «страшные» вечера


Первые 6 вечеров Святок назывались «святыми». Они считались временем рождественских чудес и исполнения заветных желаний. Последующие 6 вечеров – «страшные». В это время нечистая сила бурно предавалась разгулу и могла повстречаться человеку в любом месте. Подражая разыгравшейся нечисти, парни устраивали всевозможные озорные проделки: опрокидывали поленницы дров, заваливали ворота, так что хозяева не могли выйти на улицу, закладывали досками печные трубы. Люди снисходительно относились к праздничным проказам молодежи, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

Девушки посвящали «страшные» вечера разнообразным гаданиям на суженого. Одним из самых распространенных было гадание с петухом. На полу или на столе раскладывали горсть крупы, кусочек хлеба, различные предметы, ставили зеркало и миску с водой. Потом в избу приносили петуха и смотрели, что он первым делом начнет клевать: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, начнет пить воду – муж будет пьяницей и т.д.

Подвешивали в сарае гребень: говорили, что ночью им причешется жених, и его узнают по застрявшим между зубьями волосам. Выходили на дорогу и спрашивали у первого встречного имя: считалось, что так будут звать жениха. Самым страшным, но и самым верным было гадание ночью в пустой бане со свечами и зеркалами. Однако решалась на него далеко не каждая девушка.

В последние дни Святок проходила подготовка к Крещению, которым завершалась череда зимних праздников.